Главная » Рекомендации по составлению

Образцы написания букв и цифр


Образцы написания букв и цифр

Прописи цифр

Большое значение при обучении письму цифр имеет определение правильного наклона. При письме в клетке наклон определяется отрезком, соединяющим правый верхний угол клетки с серединой её нижней стороны. Прежде чем приступить к объяснинию написания цифры, необходимо показать ребёнку её образец и проанализировать, из каких элементов состоит цифра (палочка, волнистая линия, овал, полуовал). Показ написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, где начинается линия, в каком направлении ведётся, где заканчивается, в каком месте ручка должна быть оторвана от бумаги и какой будет следующая линия. Первые цифры, написанные ребёнком самостоятельно, должны быть просмотрены взрослым, который делает необходимые замечания.

Особенности написания цифр и образцы цифры

Прописная цифра один (1)

Начинают писать маленькую палочку немного выше и правее центра клетки, ведут линию вверх к правому верхнему углу клетки. Затем пишут большую палочку от верхнего правого угла почти до середины нижней стороны клетки.

Прописная цифра два (2)

Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз к середине нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки. Вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию, ведя руку к правому нижнему углу клетки.

Прописная цифра три (3)

Начинают писать немного ниже середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх, закругляя в правом верхнем углу клетки. Затем ведут линию вниз, немного не доводят до середины клетки и пишут нижний полуовал.

Прописная цифра четыре (4)

Начинают писать немного правее середины верхней стороны клетки. Ведут прямую линию почти к центру клетки, затем ведут палочку вправо и немного не доводят до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводя её до нижней стороны клетки.

Прописная цифра пять (5)

Начинают писать наклонную палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её почти до центра клетки.

Затем пишут полуовал. Сверху от палочки пишут вправо волнистую линию.

Прописная цифра шесть (6)

Начинают писать полуовал немного ниже верхнего правого угла клетки, закругляют, касаясь верхней стороны клетки, и ведут руку вниз. Закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки и ведут руку вверх. Затем закругляют линию влево немного выше центра клетки.

Прописная цифра семь (7)

Начинают писать волнистую линию немного ниже середины верхней стороны клетки и доводят её до правого верхнего угла клетки. Потом пишут большую палочку, доводя её почти до середины нижней стороны клетки, а затем перечёркивают её маленькой палочкой посередине.

Прописная цифра восемь (8)

Начинают писать немного ниже и правее середины верхней стороны клетки. Ведут линию вверх и вправо, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки. Затем ведут руку вниз, закругляют линию, касаясь нижней стороны клетки. Далее, закругляясь, линия идёт вверх к начальной точке.

Прописная цифра девять (9)

Начинают писать немного ниже правого верхнего угла клетки. В правом верхнем углу клетки линию закругляют и ведут руку вниз, к центру клетки. Здесь линию вновь закругляют и ведут вверх к началу овала. Затем ведут руку вниз, закругляя у середины нижней стороны клетки.

Прописная цифра ноль (0)

Овал начинают писать немного левее правого верхнего угла клетки. Ведут линию вниз, закругляя на середине нижней стороны клетки. Затем ведут руку вверх к началу овала.

Почему дети пишут зеркально? Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

Автор:

Васильева Галина Сергеевна,

учитель-дефектолог

МДБОУ «Детский сад № 22 «Синяя птица» к/в»

г. Салехарда

Большинство исследований зеркального почерка у детей проводится на особых выборках - например, изучается зеркальное письмо в контексте дисграфии или феномен правшей, пишущих левой рукой. Считается, что зеркальное письмо - то есть, справа налево для большинства европейских народов - связано с недостаточной сформированностью пространственного мышления, прежде всего, по отношению к собственному телу, когда дети путают правую и левую руку, а также недостаточной сформированностью функций зрительного анализа и синтеза и даже слишком быстрым обучением письму печатными буквами, из-за чего дети не успевают надежно усвоить взаимосвязь формы буквы и ее значения.

Однако, последние исследования показали, что так называемый "почерк Леонардо", названный так в честь гения, предпочитавшего вести свои многочисленные дневники именно зеркальным почерком, встречается и у детей с типичным развитием. У детей с дисграфией регистрируются специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле, на границе центрального и периферического зрения. Причём, только в ближнем 3D пространстве (это расстояние от 0 см до 30-40 см). В «окне дефекта» пространство расположено в виде обратной перспективы. В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Поэтому, когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.  Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного «окна», в котором расположена обратная перспектива, или так называемые «пространства Лобачевского». В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её «как видит», то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены, могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Копируя с образца, дети совершают гораздо меньше зеркальных ошибок, чем при письме по памяти. Феномен зеркального письма может возникать наряду с рядом других ошибок на определенном этапе развития навыков письма у всех детей с нормальным развитием. При этом большую роль  играют не индивидульано-психологические факторы, право- или леворукость и пол ребенка, но факторы контекста: так, значительно более сильное влияние на зеркальное написание букв и цифр оказывает то, что ребенок написал перед этим, и даже в какой части страницы он начал писать

Зеркальное письмо букв и цифр является одним из видов оптической дисграфии, в основе которой лежат:

•  недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и представлений ( т.е. представлений о форме, величине предметов, и об их расположении в пространстве по отношению к себе и друг к другу

•  недостаточная сформированность зрительного анализа и синтеза

•  недостаточная сформированность буквенного гнозиса.

Такие проблемы чаще встречаются у детей 6-7 лет и выявляются при обучении их письму. Если ребёнок дошкольного возраста, до момента обучения его грамоте, не приобрёл умение сравнивать предметы по величине и форме плохо ориентируется в пространственном расположении предметов по отношению к себе и друг к другу (путает правую и левую стороны, ошибается в понимании значений и употреблении предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве), то ему будет сложно усвоить и роздифференцировать тонкие различия оптически сходных букв.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности. Зеркальное написание букв бывает свойственно тем детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх.

Предпосылки «зеркального» письма могут быть выявлены в дошкольном возрасте, когда ребенок еще не владеет грамотой. При этом особое внимание нужно обращать на тех детей, которые предпочитают больше пользоваться левой рукой.

Один из способов выявления таких предпосылок: взяв два карандаша, один из них положить на столе в вертикальном направлении, а другой приложить к нему с правой стороны под прямым углом. Попросить ребенка, чтобы он, глядя на ваш образец, то же самое проделал с двумя другими карандашами. Возможно, он приложит карандаш с левой стороны, то есть «зеркально». То же самое может произойти и в процессе рисования разных простых предметов, фигур – ребенок может воспроизводить предлагаемые ему образцы зеркально.

С началом школьного обучения такие дети точно так же будут воспроизводить и буквенные знаки. Это говорит об устойчивом характере имеющихся у ребенка трудностей и одновременно о несистематичности, как бы случайности их проявления в отношения отдельных букв. Все это свидетельствует об общей несформированности пространственных представлений на фоне которой правильное или зеркальное написание отдельных букв носит во многом случайный характер. Поэтому нужно думать не столько об отдельных буквах, сколько о необходимости решения проблемы в целом. И решать ее нужно именно в дошкольном возрасте, не ожидая появления устойчивых нарушений письма, а, стараясь их, по возможности, предупредить. Важно учитывать, что устойчивое преобладание левой или правой руки окончательно формируется примерно к 6 годам. Если доминирующей оказывается левая рука, то независимо от того, какой рукой ребенок будет писать, он требует в рассматриваемом отношении особого внимания.

Прежде чем проводить работу по различению правильной буквы и ее двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги.

Начинать здесь следует с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки (Какая рука у тебя правая? А какая левая?). Затем учат ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу, правую щеку и т. д.

Следующий этап работы – развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета ее правой и левой стороны. Ребенку нужно объяснить, что все те предметы, которые расположены ближе к правой его руке, находятся справа от него, а которые ближе к левой руке – слева. После этого ребенку задаются вопросы о местонахождении различных предметов. (Где дверь, справа или слева от тебя? А окно? Почему ты так считаешь?) Когда ребенок научится безошибочно отвечать на такие вопросы, можно переходить к определению местонахождения предметов по отношению друг к другу.

Например: тетрадь справа от книги (а не от самого ребенка), ручка слева от тетради и т. п. И только после того, как ребенок усвоит особенности пространственного расположения предметов, он сможет, наконец, понять, справа или слева от вертикальной палочки нужно писать горизонтальную палочку и овал в букве ю и т. п. Начинать работу с таким ребенком сразу с усвоения начертаний букв нецелесообразно. Работа по предупреждению «зеркального» письма должна вестись по нескольким направлениям.

Для коррекции «зеркального» письма эффективно использование таких видов работы:

  • воспроизведение детьми букв-эталонов с помощью карточек, трафаретов, кубиков
  • сопровождение пальчиком по букве, по строчке письма
  • обведение буквы пальчиком в воздухе со зрительной опорой и со звуковым ориентиром (проговариванием)
  • написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево). Главное – вызвать интерес у ребенка.
  • совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений, рядоговорения (времена года, дни недели).
  • развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином.
  • развитие тактильных ощущений посредством дермалексий, профилактическая работа по предупреждению дисграфии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.)
  • расширение поля зрения ребенка.
  • развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
  • Дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «право», «влево».

  • для осуществления этой цели должны проводиться разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов.
  • поиск букв, наложенных друг на друга.
  • выделение буквы, написанные одна на фоне другой.
  • На заключительном этапе работы можно перейти к письменным упражнениям.

  • письмо смешиваемых букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э,Э,Э и т. д. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону направлена - «смотрит».
  • после исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму слогов, а затем и слов с этими буквами.
  • Для облегчения стоящей перед ребенком непростой задачи усвоения правильного начертания букв лучше выборочно работать только над теми буквами, на которые может распространиться «зеркальность».

    Дело в том, что многие печатные и некоторые рукописные буквы полностью симметричны, в силу чего их просто невозможно написать «зеркально». Вот эти печатные буквы: А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш. Эти 11 букв можно полностью исключить из упражнений, что сразу сделает работу более целенаправленной и менее объемной. Затем ребенку нужно объяснить, что в большинстве случаев элементы букв прописываются справа. Это относится к следующим буквам: Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, Ю.Ребенку остается запомнить еще те 6 букв, которые «развернуты» в левую сторону: 3, Л, У, Ч, Э, Я.

    На заключительном этапе работы широко используются письменные упражнения, так как именно в обеспечении правильного написания букв и состоит конечная цель всей работы. В процессе выполнения письменных упражнений нужно особенно внимательно следить как за направлением письма в целом (строка заполняется слева направо), так и за способом написания каждой буквы: элементы в буквах дописываются только с правой стороны и в направлении сверху вниз. Важно видеть сам процесс письма, а не довольствоваться только готовым «видом» пусть даже и правильно написанных букв. В качестве письменных упражнений можно использовать письмо под диктовку отдельных букв, затем – слогов и слов с этими буквами. При отсутствии ошибок можно  перейти к записи предложений.

    Аналогичная работа проводится и при «зеркальном» написании цифр. Опыт показывает, что все цифры могут «зеркально» изображаться. «Зеркальность» в математике проявляется очень ярко, так как гораздо чаще надо действовать в заданном направлении, особенно при построении геометрических фигур и при вычислениях.

    Следует помнить, что даже после проведения комплексной коррекционной работы необходимо внимательно отслеживать письменные работы ребенка.

    А еще для обучения математике используется потрясающее изобретение человечества – тетради в клетку. Каждый взрослый должен помнить, что ребенка необходимо научить пользоваться клеточками: уметь отсчитать необходимое количество вверх – вниз, справа, слева, отступить клеточку вниз, три клеточки в заданном направлении. Одним словом, научить соблюдать единый орфографический режим. Это первый шаг ребенка к усвоению письменных вычислений в столбик! Если ребенок затрудняется при работе в клеточках, то при работе с многозначными числами, при письменном сложении и вычитании, письменном умножении и делении появятся ошибки, обусловленные смещением записи по клеткам.

    Итак, проблема «зеркального» письма требует пристального внимания нас, взрослых. Помочь ребенку может не только учитель, но и родители.

    Литература:

    •Безруких М. М, Ефимова С. П. «Знаете ли вы своего ребёнка?», М-Просвещение 1991 г.

    •Лалаева Р. И. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников», С-Петербург из-во «Союз» - 003 г.

    •Мазанова Е. В. «Логопедия. Оптическая дисграфия» - тетрадь №5. Аквариум-2004 г.

    •Парамонова Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей»

    •С-Петербург из-во «Союз» - 2004 г.

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002244, штрих код (№ квитанции) 62502669050018  Дата отправки 12 декабря 2013 г.

    Скачать:

    Подписи к слайдам:

    Использованные материалы:

    «Образцы каллиграфического написания букв и цифр»

    (комплект карточек): издательство

    «Сфера»

    http://zna1-ka.ru/

    печатные цифры.

    На первом слайде каждая цифра является гиперссылкой. При нажатии на цифру открывается слайд, на котором изображена печатная цифра и количеством предметов, при нажатии кнопки

    По теме:

    Анимационные картинки .

    Данная папка содержит анимационные картинки для создания презентаций.

    Открытое занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС в 2-4 классах, по созданию анимационной видео открытки в технике "пластилиновая анимация".

    Анимационная физкультминутка для глаз (презентация)

    Данная презентация направлена на снятие мышечного напряжения глаз.Материал представлен в динамичной, увлекательной форме.Его универсальная форма позволит пользоваться им на любом этапе урока.

    Проект "Создание анимационного фильма (мультфильма)"

    Об этапах работы над созданием мультфильма с учащимися начальной школы.

    Это конспект занятия по внеурочной деятельности в мультимедийной среде ПервоЛого. Создание анимационного проекта "Сноубордист". В занятии совмещаются такие понятия как воспитание гражданственности и п.

    На предлагаемом уроке ученики более подробно исследуют образы сказочных героев, созданных языком слов и анимации. Сравнивают два жанра: жанр словесного произведения и анимации. Данная работа поможет д.

    Анимационная таблица "Гласные и согласные" для обучения в 1 классе по УМК " Перспективная начальная школа".

    Анимационная таблица " Графическая схема предложения" для обучения в 1 классе по УМК " Перспективная начальная школа".

    Каталог статей

    Профилактика и коррекция зеркального написания цифр и печатных букв.

    « Зла белка шишки» - эта ошибка в собственной прописи первого класса памятна мне до сих пор. Чем она так запомнилась? Может своей нелепостью и моим удивлением от этой нелепости. И только став педагогом, я поняла, что ошибка не была нелепой. Я старательно писала: «Ела белка шишки», только букву «Е» написала зеркально, то есть перевернула в другую сторону, вот и получилась белка злой. Зеркальными начертаниями мы (вслед за Д. Бортом, Т. В. Рождественской и рядом других учёных) называем знаки (буквы), перевёрнутые по отношению к своей вертикальной оси на 180°.

    Можно зазубривать и отрабатывать правильное написание буквы или цифры множественным повторением, а можно превратить этот процесс в игру. И начинать профилактику зеркального написания нужно задолго до начала печатания (письма печатных букв). Главный помощник в этом – твёрдая уверенность в том, где правая рука, а где левая, где левая сторона, а где правая и т.д. Вообщем, всё, что называется нашей пространственной организацией.

    Метод, который я представляю вашему вниманию, был разработан мною для собственных детей и в течение 5 лет помогает в работе с дошколятами. Сразу оговорюсь – это один из способов. Как уже писалось в предыдущей статье «Подготовка к школе детей и их родителей», я считаю, что нужно владеть несколькими способами выполнения поставленной задачи (при условии, что это возможно), для выбора более удобного и понятного конкретному человеку.

    Система работы состоит из нескольких этапов. Основное условие – постоянство и разнообразие. То есть, заниматься надо постоянно, но разнообразными упражнениями. Не пугайтесь, вам с ребёнком не придётся часами просиживать за столом, выполняя задания в альбомах или тетрадях. Живите привычной жизнью, только добавьте к ней несколько акцентов.

    Жизнь под лозунгом «Наше дело - правое!» Это значит, что акцент на правую сторону делается постоянно. Нейропсихологии даже советуют «забыть» на время, что существует и левая рука, нога и т.п. Запоминаем и отрабатываем ПРАВО. "Пух посмотрел на свои лапки. Он знал, что одна из них была правая, знал он, коме того, что если он решит, какая из них правая, то остальная будет левая. Но он никак не мог вспомнить, с чего надо начинать."

    • Акцент на запоминание правой стороны, игнорируя левую на начальном этапе: возьмите тетрадки в правую руку, застегните правый сандалик, подвиньтесь вправо и т.д.

    • Гипертрофированные движения и жесты в направлении направо.

    1) «Это правая рука,

    Это правая нога,

    Я направо повернусь,

    К правой стенке потянусь.

    Пра-а-а-а-а-а-аво»

    2) «Праворукий Правоног

    Вправо быстро прыгать мог» - прыжки приставным шагом вправо.

    Этап 2. Теперь, когда ребёнок чётко определяет правую сторону и направление «вправо», отрабатываем право-левую организацию.

    • Игры подвижные с использованием обоих направлений:

    1) Поиск клада по словесной инструкции (3 шага вправо, 1 шаг вперёд, 2 шага влево…)

    2) Строевая подготовка (маршируем. левой, левой…, повороты на месте и в движении. )

    3) Капитаны (лево руля, право руля)

    4) Перекаты (через правое плечо, через левое плечо)

    5) Рамочка – макси (передвижение по размеченной 9х9 квадратов площадке - задаём квадрат начала пути и руководим движением, указывая количество шагов и направление )

    6) « Твистер . или завяжи себя в узел » - популярная игра. которую можно приобрести в магазинах игрушек

    7) « У дяди Августа » - игра-песенка:

    У дяди Августа 7 сыновей,

    7 сыновей, 7 сыновей,

    Они не ели, они не пили,

    А только пели песенки.

    Танцует только правая рука.

    (С каждым повторением песенки добавляем в танец по одной части тела)

    8) Прилипалы - " прилипнуть" к чему-либо названной частью тела, усложнение - последовательное прилипание без отлипания предыдущего

    9) Кто быстрее дотронется до… Называем части тела или предметы, пространственно определяя их, например: до стула слева, правой рукой до носа и т.п.

    10) Комар -  представить, что комар укусил в называемую часть тела и напрячь её мышцы.

    11) Зеркало

    • Игры дидактические:

    1) Графический диктант.

    2) Рамочка - 9х9 квадратов, варианты заданий, как рамочка-макси: по мере усложнения: игрушкой – пальцем – глазами вертикально и горизонтально, по диагонали изменение темпа задаётся клетка, в которую надо попасть задаётся направление)

    3) Картина (изображение предметов по словесной пространственной инструкции)

    4) План комнаты.  Составление плана собственной комнаты или по нарисованному плану построить кукольную комнату.

    5) Салют - определяем на листе место выстрела, ставим там точку, определяем место появления залпа, ведём туда линию и рисуем множество цветных точек.

    6) Зазеркалье  – сложная, но очень важная игра! Копирование картинки в зеркальном отображении. Задаётся ось симметрии (зеркало) и обговаривается,что в картинке остаётся без изменений, а что меняется на противоположное.

    На этапе изучения образа букв:

    Этап 3. «И дождалась!». Начинаем изучать буквы. Буквы, которые можно увидеть с обратной стороны, переворачивать вверх ногами и ставить ребром, то есть вырезанные и объёмные. А буквы в азбуках, «Букварях», на кубиках и т.п. – образец для сравнения.

    Предоставление и изготовление объёмных макетов букв из различных материалов и различными способами:

    1) Из картона и т.п. Лицевую сторону «хитрых» (см. ниже) букв оформляем цветом или структурным материалом, чтобы она отличалась от изнаночной.

    2) Из пластилина и т.п.

    3) Из проволоки, ниток и т.п.

    4) Из карандашей, палочек и т.п.

    5) Из геометрических фигур

    6) Из кубиков и других геометрических тел

    7) Из собственного тела и нескольких тел

    8) Из мебели и других окружающих предметов

    • Сравнение объёмных букв с плоскостным образцом.

    • Активное действие с объёмными буквами: 

    1) Исследование

    2) угадывание буквы наощупь с закрытыми глазами

    3) постройки и узоры из букв.

    Выделение в алфавите «хитрых» букв – несимметричных относительно вертикальной оси симметрии (образ буквы меняется при её переворачивании вправо или влево).

    Этап 4. На этапе изучения изображения букв обязательно определённое написание и проговаривание движения с акцентом «вправо-влево» для «хитрых» букв. Важно постепенное сворачивание размеров изображаемых букв от размера роста ребёнка до размера клетки в тетради.

    • Письмо буквы на доске – огромный размер, с проговариванием.

    • Письмо буквы различными частями тела на разных плоскостях с проговариванием.

    • Письмо в альбомах – большие буквы с проговариванием.

    • Письмо в больших клетках (масштаб 2:1).

    • Письмо в обычных клетках.

    На этом этапе важно подвести ребёнка к наблюдению: при письме «хитрых» букв основное направление письма (кроме вертикали) – вправо. Исключение составляют буквы У, С, Я.

    На основе сделанных наблюдений при ознакомлении с написанием букв У, С и Я вводится сказка про жучка Усю, который из-за своих закрученных усов мог поворачивать только влево. Соответственно, буквы, при написании которых акцентированное движении – влево, будем называть Усиными.

    Этап 5 . На этапе отработки навыка правильного написания букв применяем алгоритм:

    1) Определяем – «хитрая» буква или нет

    2) Если да – анализируем, Усина ли это буква.

    3) Если да – рука движется влево, если нет – вправо.

    Аналогичная работа проводится с цифрами. Усины цифры – 6 и 9.

    Зеркальное написание букв и цифр

    Submitted by НадеждаС on Чт, 13/02/2014 - 22:41

    Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

    дисграфия

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны».

    Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

    Дислексия и дисграфия: что это такое?

    Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма.

    Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

    При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

    У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

    Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

    Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно. Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

    1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д п – т Е – З а – о д – у и т.д.

    2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

    3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю согласные р – л, й – ль парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

    4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

    5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

    6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

    7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

    Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но эти они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

    Почему возникают нарушения чтения и письма?

    Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

    * речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение

    * речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы

    * зрительный, который подбирает соответствующую графему

    * двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

    Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.

    Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

    Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

    Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

    В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает. ”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

    Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

    На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

    Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

    Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

    Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону. Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

    Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

    Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

    Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

    Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией.

    Источники:
    www.razumniki.ru, tmndetsady.ru, nsportal.ru, plastilin.3dn.ru, www.penzamama.ru

    Следующие бланки:


    18 января 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Письмо о снижении цены образец (просм 183)
  • Письмо о назначении встречи образец (просм 92)
  • Образец написания отчета о проделанной работе (просм 92)
  • Образец письмо любимому солдату в армию (просм 83)
  • Письмо об оказании материальной помощи образец (просм 82)

  • Последние материалы:

  • Образец апелляционной жалобы ненадлежащее уведомление
  • Образец апелляционной жалобы на постановление
  • Образец дополнительной апелляционной жалобы
  • Образец кассационной жалобы в президиум областного суда
  • Образец жалобы на действия должностного лица