Главная » Характеристики и рекомендации

Характеристика ученика коррекционной школы 8 вида образец


«Примерная характеристика на обучающегося воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Педагогическая характеристика

на ученицу 3 класса УСКОШ-и 8 вида

Шабарову Надежду,17.02.1999 г. р.,

проживающей по адресу:

Тонкинский р-н, д. Типаево, д. 85, кВ. 1.

Шабарова Надежда Витальевна поступила в МОУ Уренская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида в 1 класс 1.09.2007 г. на основании решения ПМПК от 31.08.2007г. протокол № 339.Наде рекомендовано обучение в 1 кл. специальной (коррекционной) школы 8 вида. С программой первого года обучения Надя не справилась и ,на основании решения ПМПК от 28.03.2008г. девочке рекомендовано дублировать 1 класс. В настоящее время Надя обучается в 3 кл. Адрес школы: Нижегородская обл. г. Урень, ул. Ленина, д. 171. Занятия в школе проводятся в режиме чередования учебы (уроки) и отдыха (гпд). Максимальная нагрузка обучающейся, согласно учебному плану, составляет 27 часов. Из них 2 ч- факультативное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Кроме этого 1 ч- ЛФК. 4 ч- логопедические занятия. 2 раза в неделю посещает индивидуальные и групповые занятия с психологом. Объем изучаемого материала соответствует нормативам.

За время обучения у Надежды наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности. Внимание характеризуется неустойчивостью. плохой переключаемостью, память механическая, объем небольшой. Наблюдается нарушение аналитико-синтетической деятельности, снижение функции обобщения. Словарь развит в пределах обихода, трудности в построении развернутых речевых высказываний. Учебные навыки сформированы в рамках программы. Понятия числа и числовой деятельности сформированы. Испытывает трудности в решении примеров на порядок действий, в решении составной задачи. Пишет под диктовку и списывает с ошибками различного характера: орфографические, дисграфические ( пропуски, замены букв), логопедические. Грамматические категории усвоены недостаточно. Чтение по слогам, монотонное, торопливое.

При чтении допускает много ошибок, прочитанное пересказывает по наводящим вопросам. В самостоятельной речи у девочки присутствует фонетический дефект. Нарушения чтения и письма у Нади обусловлены системными нарушениями речи. В учебной деятельности девочка нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока. Уровень учебной мотивации средний, нет способности к волевому усилию. Нарушение целенаправленной деятельности, отсутствие самоконтроля. Много импульсивных реакций при выполнении заданий. Работоспособность снижена, повышенная отвлекаемость и утомляемость. К концу учебных занятий Надя жалуется на усталость и головную боль. За годовую контрольную работу Надя получила: по письму-4, по математике-5. 3 класс девочка закончила с двумя четверками: по письму и развитию речи и по математике.

В классе пользуется авторитетом. С одноклассниками дружит. В контакт вступает осторожно. Эмоциональная сфера незрелая. Постоянно наблюдается смена настроения, девочка спокойная, добрая, хороший организатор в классе. Взаимоотношения со взрослыми носят избирательный характер. Во внеурочное время девочка предпочитает заниматься спокойными видами деятельности: рисовать, лепить, мастерить поделки, танцевать, играть в куклы, шить. Нравится ухаживать за комнатными цветами, наводить порядок в классе. Навыками самообслуживания владеет. Правила поведения в школе знает, соблюдает. Вредных привычек нет.

Надя живет в полной благополучной семье. В семье доброжелательные отношения. Родители работают в СПК «Прожектор». Отец Виталий Романович- трактористом. Мать Зоя Михайловна- разнорабочей. Мать всегда интересуется учебой и делами дочери, регулярно посещает родительские собрания, классные мероприятия. У Нади имеются все необходимые учебные принадлежности. Одета девочка всегда по сезону, чисто, аккуратно, одежда новая.

За время обучения в 3 классе Надежда имеет 56 часов пропусков занятий по болезни, по неуважительной причине пропусков нет.

Директор школы: (Н. В. Шагина)

Кл. руководитель: (Л. В. Пронкина)

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА

Назаревская Т.Н.

учитель-дефектолог

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида № 486

Проект «Портфолио-отчета» прилагается .

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы 15-16 вв. в эпоху Возрождения архитектуры, когда представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, в среде фотографов - как альбом с фотографиями.

Идея использования «портфолио» в сфере образования возникло в середине 80-х гг. в США. В конце прошлого века идея «портфолио» или «папки индивидуальный учебных достижений» учащихся становится в нашей стране все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике.

Наше время - это время кардинальных перемен, время больших социальных трансформаций для России! Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.

Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот, на вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня идея портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией.

Наличие портфолио это не просто альтернативный способ оценивания или собрание работ, это целая образовательная философия. Самым главным является не портфолио, как таковое, а так называемый, «портфолио-процесс » - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с созданием портфолио. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания - новая культура учения. Именно оно должно стать инструментом повышения качеств обучения.

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.

Основная функция портфолио старшеклассников - помочь им в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению

Поиск

Коррекционная работа психолога в школе - Программы

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ, РАБОТАЮЩИМ ПО ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Череповецкий центр психолого-медико-социального сопровождения работает в тесном контакте с 8 районами области: Кирилловским, Белозерским, Череповецким, Шекснинским, Кадуйским, Устюженским, Бабаевским, Чагодощенским. Только в 4-х районах (Череповецком, Шекснинском, Белозерском, Устюженском) работают коррекционные школы VIII вида. В остальных районах идет интеграция учащихся, подлежащих обучению в коррекционной школе VIII вида, в общеобразовательные школы путем организации отдельных классов, занимающихся по программе коррекционной школы VIII вида.

Учителя, работающие в этих классах, испытывают определенные трудности в организации учебного процесса. Они не имеют дефектологического образования, не знают особенности психофизического развития умственно отсталых детей, не владеют методическими приемами ведения коррекционно-развивающего урока. Учитывая сложившуюся ситуацию, специалисты Центра разработали программу оказания методической помощи учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида. Программа рассчитана на 18 часов (три рабочих дня по 6 часов).

Цель программы.

Оказать методическую помощь учителям, работающим по программе коррекционной школы VIII вида с целью повышения квалификации, аттестации педагогов на II и I квалификационные категории и т. д.

  1. Познакомить учителей с особенностями психофизического развития учащихся школы VIII вида.
  2. Показать современные подходы к организации коррекционного обучения на различных уроках.

Организация занятий.

Проведение теоретических семинаров, круглых столов. Просмотр и анализ открытых уроков, организация и проведение зачета.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Характеристики ученика коррекционной школы 8 вида

Ученики плохо владеют геометрическими понятиями и не распознают их. Количество учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида – 1 человек. Характеристика на ученика коррекционной школы 8 вида обучающегося на дому. По типовому положению школы 8 вида в школе могут быть открыты 10 классы, но для. Психика ученика школы VIII вида, как и психика ученика массовой школы. Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей 7 1. Ракитное, Белгородская область Описание материала: Конспект урока письма предназначен для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида. Образец характеристики на учащегося специально коррекционной школы 8 вида. Классный час для 4 класса Специальной ( коррекционной) школы VIII вида. Ученики классов спецкоррекции VII вида - дети с пониженной обучаемостью. В специальной (коррекционной) школе 8 вида для учащихся в степени.

Роль коллектива учащихся специальной коррекционной школы VIII вида

Читайте также:

Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме.

Организация жизни учеников специальной коррекционной школы VIII вида на коллективных началах, их вовлечение в коллектив являются важным средством коррекции высших психических функций детей-олигофренов. В массовой школе дети с нарушением интеллекта, общаясь со своими сверстниками или даже с детьми более младшего возраста, попадают, как правило, в подчиненное положение. Они не обнаруживают самостоятельности и инициативы, а лишь выполняют то, что им (предлагают товарищи. Поэтому поступление ребенка с нарушением интеллекта в специальную коррекционную школу VIII вида является исключительным событием.

Здесь ученик «оказывается в детском коллективе, в котором он может проявить себя и занять определенное место»[16].

Организуя совместную деятельность детей (в игре, учебе, труде, быту), учитель пробуждает у них потребность в общении и, формируя эту потребность, тем самым влияет на дальнейшее развитие поведения детей, воспитывая его коллективистическую направленность. Под воздействием педагога уже на первых этапах обучения у ребенка возникают глубокие связи с товарищами. Он вступает в определенные отношения с ними «в рамках исполнения самых необходимых требований по поддержанию порядка и простейшей взаимопомощи: становиться и ходить в паре с соседом взять тетрадку у соседа и передать ее дежурному, когда тот собирает тетради не драться на переменах не мешать соседям во время уроков и т. д.»[17].

Учитывая индивидуальные особенности ученика, педагог постепенно включает его в коллектив. Учителя проводят специальную работу по формированию товарищеских отношений между детьми, побуждают их к взаимопомощи, учат заботиться о товарище. Учителя устраивают общие игры, беседы, читают и разъясняют рассказы на тему о дружбе и т. п. Под влиянием всей этой работы у детей развивается общительность, преодолевается замкнутость и стеснительность, формируется благожелательное отношение друг к другу.

Дети постепенно втягиваются в общественную работу. Сначала им дают отдельные поручения, затем они получают постоянные общественные нагрузки. Так у ребенка появляется стремление занять определенное место в коллективе. Постепенно наиболее активные ребята начинают помогать учителю воздействовать на других учеников, требуя от них соблюдения дисциплины и правил поведения в обществе. Вырабатывается общественное мнение класса, которое имеет большое дисциплинирующее и воспитывающее значение. В дальнейшем ребенок приучается предъявлять требования не только к другим, но и к себе. Растет его активность и самостоятельность, преодолевается беспомощность и неуверенность, обогащаются общественный опыт и общественные представления.

Исключительно важную роль здесь играют органы ученического самоуправления и пионерская организация. Расширяющиеся под влиянием коллективных отношений связи ученика с окружающей действительностью, растущая у него потребность в общении способствуют развитию мышления и речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевых качеств, личности в целом. Общение, таким образом, становится источником формирования многих ценных качеств ребенка. Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной коррекционной школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения. На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей.

Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет:

«Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель. Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т. е. вовремя сообщить эти обобщения, правила. В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»[18].

Дефектологической наукой и практикой давно уже доказаны необходимость и возможность создания коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Его благотворное влияние на учащихся подтверждается многочисленными фактами, и это само по себе является убедительным подтверждением необходимости и жизненности детского коллектива. Но, кроме этого, основанием для существования коллектива является необходимость выработки у детей-олигофренов потребности в общении, их способности к коллективным переживаниям, к образованию коллективных отношений и связей, к солидарным и организованным действиям.

Наконец, в самом устройстве и содержании жизни специальной коррекционной школы VIII вида (небольшое количество учащихся, сочетание школы и интерната, наличие базы для трудовой и производственной деятельности) содержатся предпосылки и возможности для создания коллектива. Но для того чтобы эти возможности были реализованы, для того чтобы детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида выполнил свою коррекционно-воспитательную задачу, необходимо учитывать присущие ему специфические особенности.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Роль коллектива. Коллектив учащихся является мощным фактором воспитания личности ребенка с нарушением интеллекта. Однако эту общую с массовой школой роль детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида по вполне понятным причинам осуществляет в своеобразной форме.

Многие понятия и нормы нравственности, ранее недоступные пониманию ученика специальной коррекционной школы VIII вида, начинают им усваиваться и осознаваться благодаря участию в коллективе. Дети под руководством учителя упражняются в практическом выполнении этих норм, накапливают соответствующий опыт нравственных отношений и поведения. На основе этого опыта учитель проводит разъяснение указанных правил и норм, добиваясь тем самым осознанного к ним отношения детей.

Характеризуя роль коллектива в усвоении учеником специальной коррекционной школы VIII вида норм поведения, Г. М. Дульнев совершенно правильно пишет:

«Для того чтобы ребенок сознательно усвоил нормы поведения, необходимо пройти через этап аффективно-эмоционального обобщения того, что и как он может делать в коллективе, ибо неоднократное одобрение коллектива закрепляет нужные, правильные поступки наоборот, резко отрицательное, неодобрительное отношение коллектива к другим поступкам ученика затормаживает их, делает невозможным закрепление их в привычку. В процессе появления аффективно-эмоциональных обобщений ребенку становятся доступнее, понятнее и те правила и нормы поведения, общения в коллективе, которые ему сообщает учитель, воспитатель. Причем, если нормальный ребенок рано или поздно может прийти к словесно-логическим обобщениям норм своего поведения почти самостоятельно, то умственно отсталому ребенку в этом надо помочь, т. е. вовремя сообщить эти обобщения, правила. В дальнейшем эти правила могут стать для ребенка с нарушением интеллекта регулирующими факторами его поведения. Однако главным остается то, насколько ученик практически научен выполнять эти правила в период организации его общения с коллективом детей и с коллективом взрослых»[19].

Первая и важнейшая особенность детского коллектива специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, что его создание и подход к нему, его организация и деятельность, его формирование и функционирование непосредственно зависят от специфики состава учащихся. С первой особенностью связаны и все остальные.

Здесь необходимо прежде всего отметить трудности образования межиндивидуальных и внутриколлективных связей между детьми, их ограниченный по сравнению со здоровыми детьми характер. Процесс образования этих связей осложняется недоразвитием у детей с нарушением интеллекта таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений, недостаточность опыта этих отношений и сложность их развития. Затрудненность образования навыков совместной организованной деятельности тоже мешает создать детский коллектив специальной коррекционной школы VIII вида. Особенности психики и недоразвитие высших психических процессов и свойств личности ребенка с нарушением интеллекта сужают круг его отношении и связей, сфера и масштаб их действия более ограниченны, более элементарны и просты, менее интимны и разнообразны, отличаются прямым, непосредственным характером. Образующиеся внутриколлективные отношения и связи носят индивидуальный, неосознанный и малообобщенный характер, часто они находятся на уровне переживаний. Эти отношения менее гибки, менее устойчивы, носят чисто ситуационный характер.

На основании сказанного можно сформулировать ряд требований к структуре коллектива детей с нарушениями интеллекта, к содержанию и к организации его деятельности. Так, организационное строение коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида должно отличаться более простой структурой. В создании коллектива виднейшее место должна занять организация классного коллектива который нужно перенести центр всей жизни и деятельности учащихся. Работе по созданию коллектива должно предшествовать пробуждение у детей потребности в общении, организация связей между ними, приучение школьников к участию в этих связях, упражнение в солидарных действиях, в товарищеских отношениях друг к другу, в коллективной деятельности.

Следует отметить, что образование необходимых взаимосвязей и активного взаимодействия между коллективом детей с нарушением интеллекта и учеником — дело весьма сложное. А между тем без этого не может осуществляться благотворное взаимовлияние коллектива и ученика, а стало быть, и взаимный их рост и развитие. Образование указанных взаимосвязей зависит от многих факторов: от степени понимания учеником целей и значения коллектива, от осознания им своей принадлежности к коллективу, своего места и роли в нем. Образование указанных взаимосвязей зависит от понимания общности и единства личных и коллективных целей и интересов от осознанного отношения к товарищам, к коллективу и его требованиям от требовательности к себе и к другим от активного и инициативного участия в жизни коллектива и т. д. Вместе с тем важно и отношение коллектива к ученику. Важной чертой коллектива является создание общественного мнения, которое достигается лишь специальной и длительной педагогической работой, постоянной поддержкой со стороны учителя.

Само собой разумеется, что формирование необходимого отношения ученика к коллективу осложняется низким уровнем самосознания данного ученика, недоразвитием его общественной направленности, ограниченностью мотивационной основы его деятельности и сложностью формирования характера. Надо всегда помнить такую важную особенность, что ученическому коллективу в специальной коррекционной школе VIII вида недоступны сложные по содержанию и форме виды деятельности, особенно такие, которые требуют выполнения сложных интеллектуальных операций и творческого подхода. Ученический коллектив специальной коррекционной школы VIII вида (как и отдельный ребенок-олигофрен) склонен к короткой и близкой мотивации, поэтому овладение им далеко отодвинутыми во времени и более высокими по идейному уровню перспективами и может быть достигнуто лишь в результате специальной и длительной педагогической работы.

Наконец, необходимо отметить, что в коллективе детей с нарушением интеллекта самостоятельность и активность, самодеятельность и инициатива развиваются на уровне более низком, чем в массовой школе, особенно в тех случаях, когда требуется проявление интеллектуальной, познавательной активности. Эта особенность связана с присущим ребенку с нарушением интеллекта общим недоразвитием инициативности, способности к самостоятельной деятельности и активности.

Как видим, ученический коллектив в специальной коррекционной школе VIII вида имеет весьма ограниченные возможности развития и более узкие рамки деятельности. Кстати отметим, что если удается в доступных учащимся пределах добиться, чтобы коллектив проявлял известную требовательность к отдельным учащимся, то гораздо труднее сформировать у ребят необходимую требовательность к себе, что связано с особенностями мышления и личности ученика специальной коррекционной школы VIII вида в целом.

Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности — этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида.

Развитие инициативы и самостоятельности учащихся в значительной мере способствуют различные виды общественно полезной трудовой деятельности, многообразные формы кружковой и массовой внешкольной работы.

ПУТИ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Специальная коррекционная школа VIII вида в своей работе руководствуется теми же целями и принципами, что и массовая, поэтому в организации и воспитании ученического коллектива она использует те же пути и средства, но по иному.

Если в массовой школе применяются прямые пути создания коллектива, позволяющие начинать непосредственно с собрания детей, с одновременного предъявления всем общих требований и постановки общих целей, то в условиях специальной коррекционной школы VIII вида работу по организации коллектива целесообразно строить иначе. Ведь в специальной коррекционной школе VIII вида мы имеем дело с детьми, отличающимися чрезвычайно пестрой картиной дефекта и индивидуальных различий.

Начальным этапом организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида является индивидуальная работа с каждым ее учеником. Поэтому индивидуальный подход и основанная на нем индивидуальная работа играют исключительную роль в формировании детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида. Индивидуальная работа является важнейшей предпосылкой создания коллектива, важнейшим условием его развития и жизнедеятельности в дальнейшем.

В условиях специальной коррекционной школы VIII вида, где, особенно в младших и даже средних классах, встречаются ученики, у которых еще слабо развита потребность в общении, необходимо провести большую работу, чтобы подготовить детей к участию в коллективе, сформировать у них понимание значения коллектива, сознание своей принадлежности к нему.

Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива.

На основе данных индивидуального изучения необходимо развивать у детей потребность в общении, организовывать это общение в различных формах и видах деятельности (речевой, учебной, трудовой, игровой и т. д.)

Важно использовать деятельность и общение детей для формирования самых разнообразных связей и отношений между ними и со взрослыми.

Применяя разнообразные методы воспитания — приучение, упражнение, разъяснение, пример, необходимо учить детей правильному отношению друг к другу, к родителям, к учителю, к учению, к труду. Надо показать школьникам-олигофренам, как вести себя на уроке, на перемене, во время работы, вне школы. Для этого можно использовать правила для учащихся. Приучая детей к соблюдению правил, необходимо, чтобы эти правила стали потребностью. Для этого важно ставить школьников в такие жизненные ситуации, которые действительно рождали бы эту потребность.

Учитывая индивидуальные особенности, возможности каждого, надо постепенно привлекать детей к выполнению общественно-трудовых поручений . прививать им навыки общественной активности, приучать к коллективной деятельности по организации жизни класса, по проведению дежурств, самообслуживания и т. д. Благодаря всей этой работе у каждого ученика будут формироваться опыт и привычки совместных, солидарных действий, опыт коллективных отношений и переживаний, навыки поведения в коллективе.

В неразрывной связи с индивидуальной работой находится и такой путь формирования ученического коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида, как работа с отдельными группами и со всей массой учащихся. Эта работа состоит, прежде всего, в организации коллективного образа жизни детей.

Здесь существенную роль играет создание соответствующего уклада жизни и бытовых отношений, установление определенного режима и предъявление продуманных я посильных требований этого режима и специальных правил поведения учащимся (организация дежурств и самообслуживания, пользование общими вещами и совместная деятельность, отдых, игры, прогулки и т. п.).

Одновременно из наиболее развитых учащихся необходимо создавать ядро коллектива. Учитывая индивидуальные возможности и склонности детей, каждому следует поручить определенный участок работы. Необходимо постоянно учить ребят способам выполнения данной работы, знакомить их с предъявленными к ним требованиями, регулярно проверять, ставить отчеты на собраниях, поощрять и стимулировать всю работу ядра.

Чрезвычайно важной задачей являетсяобъединение учащихся в небольшие группы (микроколлективы). Объединение здесь может быть на самых различных началах: соседство по дому или парте, совместное выполнение поручений, совместное участие в играх, в кружковой работе, общие или сходные интересы, тяготение друг к другу и т. п. Роль микроколлективов в условиях работы с учениками специальной коррекционной школы VIII вида очень велика, так как это наиболее доступная форма приобщения наших учащихся к работе и жизни в коллективе. Микроколлективы — весьма эффективное средство воспитания у детей потребности в общении, воспитания чувства дружбы, симпатии друг к другу, взаимопомощи, развития навыков солидарных отношений и совместной деятельности.

В сущности, вся работа по созданию коллектива сводится к организации общественной жизни и деятельности детей. Это является важнейшей стороной идейного, общественно-политического и нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта школьников. Поэтому создание органов детского самоуправления, обеспечение действенности этих органов, регулярности их работы должно быть предметом постоянной заботы педагогов.

Важнейшим средством формирования ученического коллектива является организация деятельности детей в различных ее видах. Основным здесь, конечно, является учебная деятельность . Во всей учебной деятельности содержатся огромные возможности для формирования у школьников представлений и понятий о коллективе. Для воспитания направленности чувств, мотивов, способов поведения, многообразных отношений и связей ученика с действительностью, со сверстниками, со взрослыми и т. д. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе.

Мощным фактором формирования потребности в общении и создания устойчивой системы коллективных отношений между учащимися является труд во всех его формах, практикующихся в школе: хозяйственно-бытовой, учебно-производственный в мастерских и на пришкольных участках, самообслуживание, а также производительный труд, общественно полезная работа учащихся, проводимая в системе различных общественных организаций. Участие в выполнении общего задания, особенно если оно служит общественно полезной цели, сама организация трудовой деятельности, основанная на разделении функций и коллективном сотрудничестве, ставит учащихся в такие отношения и связи, которые формируют у них коллективные переживания, заботу об общем деле, стремление к взаимопомощи, внимание друг к другу, чувство коллективной ответственности.

Весьма важную роль в создании коллектива играет внеклассная массовая и кружковая работа, организация досуга учащихся, их быта. Эти стороны жизни и деятельности учащихся тоже являются очень важными средствами формирования коллектива.

В самой тесной связи с организацией всей этой деятельности учащихся и на базе накапливаемого ими опыта в качестве необходимого средства формирования коллектива используются различные виды политического и нравственного просвещения: индивидуальные и групповые беседы, чтение художественной и доступной детям политической литературы, кино, театр, собрания, сборы, вечера, выставки и другая наглядная пропаганда. Особо важную роль могут сыграть проводимые по определенному плану этические беседы, в которых дети узнают о значении коллектива, знакомятся с его жизнью и деятельностью, с нормами отношений в коллективе.

В развитии детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида решающая роль принадлежит педагогическому руководству . Если в массовой школе по преимуществу используется педагогика параллельного действия, то олигофренопедагогика является в основном «педагогикой прямого действия». Это, конечно, не исключает применения «параллельного действия»[20] в работе с детьми с нарушением интеллекта. Однако оно возможно лишь тогда, когда достигнута определенная зрелость и самостоятельность коллектива. Но и тогда «параллельное действие» применяется в ограниченных по сравнению с массовой школой пределах в связи с более низким уровнем развития коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида.

Для того чтобы ребенок стремился стать активным членом коллектива, необходимо развивать его общественную активность и самостоятельность. Эта задача приобретает особое значение в связи с тем, что все указанные качества у школьников c нарушением интеллекта развиты слабо. Для ее решения существенное значение имеет использование различных игровых форм и других средств эмоционального воздействия, особенно в работе с младшим и средним возрастом.

От приучения к коллективной жизни и деятельности к упражнению в самостоятельном выполнении требований коллектива, а затем к самостоятельному по собственному почину предъявлению требований к себе и к другим — таковы основы методики воспитания активности ученика специальной коррекционной школы VIII вида как члена коллектива.

В заключение необходимо подчеркнуть, что коллектив не самоцель, а средство воспитания личности. Но следствием развития коллектива является развитие и совершенствование личности, рост ее самосознания, направленности, самостоятельности и других общественно ценных моральных и психологических качеств.

Источники:
infourok.ru, www.c-psy.ru, www.vashpsixolog.ru, www.gubit.ru, studopedia.ru

Следующие бланки:


24 мая 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения



Популярные статьи:

  • Письмо о снижении цены образец (просм 630)
  • Письмо просьба о выделении средств образец (просм 410)
  • Образец доверенности в полицию (просм 360)
  • Письмо о назначении встречи образец (просм 320)
  • Образец благодарственного письма родителям от классного руководителя (просм 293)

  • Последние материалы:

  • Образец апелляционной жалобы ненадлежащее уведомление
  • Образец апелляционной жалобы на постановление
  • Образец дополнительной апелляционной жалобы
  • Образец кассационной жалобы в президиум областного суда
  • Образец жалобы на действия должностного лица