Главная » Рекомендации по составлению

Образец написания сочинения на лингвистическую тему


Образец написания сочинения на лингвистическую тему

ГИА по русскому языку: сочинение-рассуждение (лингвистическое)

На этой странице вы научитесь писать сочинение-рассуждение по русскому языку на лингвистическую тему (часть C), ниже есть пример написания.

Как писать сочинение-рассуждение для ГИА по русскому языку на лингвистическую тему

Вступление (введение) Вступление нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста. При написании вступления можно использовать следующие приемы:
  • Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
    1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
  • Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    1. Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
  • Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А, Реформатский.
    2. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
    Помните, что вступление должно быть небольшим.Основная часть При написании основной части помните, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
  • Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно
  • Союзы: так что, поскольку, так как, если
  • Речевые обороты: предположим, что… допустим что… об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
  • Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно. Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать:
  • Слова-организаторы логических связей: потому что. поэтому, вот почему
  • Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что… это зависит от… это является следствием того, что
  • Вводные слова: например, таким образом.
  • Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга. Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:
  • Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно
  • Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что… я полагаю, что… попытаемся разобраться… можно сравнить я согласна с тем, что.
  • Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения: Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы. Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведен и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части. Тезис – это то, что доказывается или объясняется. В основной части обязательно приводятся аргументы. Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса. Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует. Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

    Пишем вместе сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте»

    Вид рассуждения – рассуждение-размышление.

    Внимательно прочитаем текст.

    (1) Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

    (2) Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3) Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

    (4) Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5) В нём была полная и совершенная чистота.

    (6) А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7) Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета… (К. Паустовский)

    1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.
    2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
    3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
    4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д. характеризующие данный предмет.
    5. Сделаем для себя вывод и запишем его:

    «Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».

    Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.

    Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь – это второй тезис является средством художественной выразительности – третий тезис.

  • Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

    Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

  • Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

    Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

  • От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.

    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

    Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: Прилагательное обозначает свойства предмета».

  • Перейдем к доказательству второго тезиса.

    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

    Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».

  • Перейдем к доказательству третьего тезиса.

    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

    Мы доказали третий тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».

  • Обобщение. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.

    Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

  • Соединим все наброски. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:
  • Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

    Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

    Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

    Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

    Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

    Рекомендуем:

    Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

    Купить этот домен!

    Правила регистрации

    Правила регистрации п.5.4. Делегирование домена, установленное по заявке администратора доменного имени, прекращается по истечении срока регистрации доменного имени.

    Правила регистрации п.5.9.

    При прекращении делегирования, установленного администратором доменного имени, в связи с истечением срока регистрации доменного имени регистратор устанавливает для домена временные серверы DNS, переадресовывающие запросы по протоколу http на служебный веб-сайт регистратора с информацией о причине прекращения делегирования.

    Правила регистрации п.4.5.

    Право подачи заявки на продление регистрации доменного имени сохраняется за прежним администратором до истечения периода преимущественного продления. Продолжительность периода преимущественного продления составляет 30 дней после окончания срока регистрации.

    Регистратор вправе принимать заявки на регистрацию доменных имен, находящихся в периоде преимущественного продления (регистрация освобождающихся доменных имен). Регистрация доменного имени осуществляется по окончании периода преимущественного продления, если прежний администратор доменного имени не продлит регистрацию доменного имени.

    Как писать лингвистическое сочинение?

    Школьные сочинения мало кого из подростков приводят в восторг. Большинству из них намного проще выражать свои мысли вслух или в более лаконичных жанрах, вроде эпистолярного. Но если тексты на тему «Как я провел лето» или «Моя будущая профессия» уже стали привычными и пишутся практически без проблем, то Государственная итоговая аттестация ставит перед учениками намного более сложные задачи. Оценивание успеваемости по русскому языку включает в себя лингвистическое сочинение, успешно написать которое не получится, пользуясь лишь навыками создания эссе на свободную тему. Это задание имеет строгие каноны и определенные требования, не зная и/или не учитывая которых школьник рискует не просто не пройти аттестацию.

    Особенности лингвистического сочинения касаются и темы, и формы, и содержания. Усвоить их ученик должен самостоятельно, потому что это экзаменационное задание выполняется в классной комнате под контролем преподавателя. Ни родители, ни шпаргалки не помогут наверстать упущенное на уроках языка. Причем важны именно фундаментальные знания. Оценка лингвистического сочинения учитывает знание языковой теории, применение ее на письме, понимание принципов построения текста и различий между жанрами. Пренебрежение любым из этих параметров неизбежно скажется на количестве присвоенных работе баллов, так что буквально ко всем нюансам следует отнестись как можно внимательнее.

    Требования к лингвистическому сочинению

    Лингвистическим называется сочинение на тему из области теории языка. Задание может касаться грамматики, пунктуации, морфологии – словом, любого раздела лингвистики. По стилю изложения мыслей лингвистическое сочинение – это рассуждение, основанное на некоем изначальном тезисе и раскрывающем его смысл с помощью примеров, цитат и собственных аргументов. Так что вам предстоит быть вдвойне щепетильным: продемонстрировать комплексную подготовку, теоретическую и практическую, написав это сочинение как «два в одном».

    Тема лингвистического сочинения на ИГА озвучивается непосредственно перед началом выполнения задания и может формулироваться, например, так: «В каких случаях на письме используется двоеточие» или «Каковы правила оформления прямой речи в письменном тесте». От вас требуется изложить соответствующее правило русского языка, привести варианты его использования и проявить способность внятно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме. Кроме того, нужно четко структурировать свой ответ в соответствии с утвержденными Министерством образования нормами написания лингвистического сочинения:

    1. Рассуждение на лингвистическую тему с соблюдением соответствующей структуры текста.
  • Постановка высказывания, необходимого для развития темы.
  • Аргументация собственной точки зрения, использующая пройденный материал.
  • Логичное и последовательное выражение мыслей, лаконичные и четкие формулировки.
  • Знание научной терминологии и уместное ее использование в тексте сочинения.
  • Грамотность, соблюдение всех правил грамматики, пунктуации, стилистики и т.д.

  • Эти требования закреплены в методических пособиях для учителей русского языка и обязательны для соблюдения при проверке экзаменационной работы. Удачное сочинение должно отвечать каждому из них и при этом не быть шаблонным, выражать индивидуальные знания и опыт школьников. Поэтому даже использование прошлогоднего материала не гарантирует полную готовность к написанию лингвистического сочинения. Каждый раз для аттестации предлагается новое задание, достойное выполнение которого возможно лишь благодаря полноценной всеобъемлющей подготовке и отличному знанию материала школьного курса.

    Структура лингвистического сочинения

    Построение текста сочинения учитывается экзаменатором в не меньшей степени, чем его содержание. При написании лингвистического рассуждения придерживайтесь такой архитектуры:

    1. Вступление. В этой части необходимо обозначить основной тезис, на котором базируется дальнейший ход мыслей автора сочинения.
  • Основная часть. По объему превышает две другие части текста. Она должна содержать достаточное количество аргументов и примеров, их иллюстрирующих. Приводите примеры своими словами, но в любом случае не меньше двух на каждое описываемое явление.
  • Вывод. Станет заключением вашего сочинения. Не забудьте упомянуть в нем ту же информацию, что во вступлении, но переформулировать ее.

  • Общий объем лингвистического сочинения не может быть меньше 70-80 слов. Более краткие работы рискуют быть не засчитанными экзаменационной комиссией. Поэтому постарайтесь высказываться развернуто, но без явной словесной «воды». Для формулировки тезиса будет достаточно 2-3 сложных предложений, но рассуждение о его сути должно быть гораздо шире.

    План лингвистического сочинения

    Аттестационное задание не подразумевает обязательное составление плана и его отражение в чистовике, но мысленно составленная последовательность разделов текста поможет вам сосредоточиться и следовать нужным пунктам, ничего не забыв и не написав лишнего:

    1. Тезис-вступление.
  • Примеры-аргументы:
  • Пример №1
  • Пример №2.
  • Вывод-резюме.

  • Каждый раздел начинайте с нового абзаца, то есть в вашем сочинении их должно получиться не меньше трех.

    Пишем лингвистическое сочинение правильно

    Тем не менее, не боги горшки обжигают, и вот уже несколько лет девятиклассники более-менее успешно проходят государственную аттестацию по русскому языку. Начните готовиться к ней заранее, и экзамен дастся вам без лишних сложностей. Во время подготовки учитывайте изложенные выше стандарты сочинения и пользуйтесь такой пошаговой инструкцией:

    1. Вам выдано задание – внимательно прочитайте его, не упуская из виду основных требований. Они будут указаны вместе с темой сочинения, и должны быть выполнены для получения хорошей оценки.
  • Перечитайте отдельно тему или высказывание, которое должно стать основным тезисом вашего сочинения. Убедитесь, что хорошо поняли изложенную в нем идею и мысленно перескажите ее, выделите ключевые моменты содержания.
  • Определите, какого раздела лингвистики касается заданная тема. Мысленно восстановите знания, касающиеся этой темы, и решите, с какими средствами языка она связана. Какова ее роль в языке? Значимость для его богатства и развития? Практическое применение носителями языка?
  • Начните вступление с собственной формулировки тезиса – так, как вы понимаете его суть. Если в задании использовано авторское высказывание, упомяните источник и используйте как прямую, так и косвенную речь в этой части текста. Так вы продемонстрируете понимание задачи и умение пользоваться пунктуационными схемами.
  • Не забывайте, что вступление не должно превышать 2-3 развернутых предложений, чтобы не выглядеть умышленно затянутым и заметно отличаться по объему от основной части сочинения.
  • Отталкиваясь от тезиса во вступлении, приступайте к наполнению основной части текста. Используйте указанный в задании текст в качестве источника примеров для своих аргументов. Чтобы легче было подбирать примеры, попробуйте рассмотреть проблематику заданной темы с разных сторон. Например, сначала назовите само лингвистическое явление или правило, а затем опишите его значение в русском языке в общем и в данном тексте в частности. Аргументы, взятые из другого текста или «из головы» принесут меньшее количество баллов, чем при использовании используемого в задаче заданного материала. При этом роль в тексте должна быть пояснена для каждого из приведенных аргументов, а не только для некоторых из них.
  • Старайтесь включать в текст сочинения выразительные средства языка. Они оживляют изложение информации и делают его более легким для восприятия, что обязательно скажется при выставлении оценки. Разделяйте смысловые части и отдельные иллюстрации знаками препинания, абзацами, вводными словами и фразами. Удобнее всего при перечислении своих доводов использовать выражения «Во-первых», «Во-вторых», «По мнению автора» и т.п.
  • Заключительную часть сформулируйте лаконично, но вместите в нее квинтэссенцию двух предыдущих частей. Сделайте закономерный вывод, подведите итог собственным рассуждениям.
  • Чтобы облегчить себе задачу по формулировке вывода, начните последний абзац сочинения со слов «Таким образом», «Исходя из сказанного», «В итоге приходим к выводу» или других, подобных по сути. Это направит ваши мысли в нужное русло и поможет изящно завершить размышления.
  • Не забывайте, что качественное лингвистическое сочинение не может быть короче 70 слов, но и не растягивайте его чрезмерно. Высказывайтесь емко и по сути темы.
  • Пишите неторопливо и разборчиво, чтобы возможные помарки и неясности не сказались на оценке.

  • В заключение остается лишь пожелать вам плодотворной подготовки и успешной сдачи Государственной итоговой аттестации по русскому языку и другим предметам. В лингвистическом сочинении вам понадобится вспомнить и рассуждать о самых разных языковых понятиях и средствах, использовать их на практике. Как следует отдохните накануне, не нервничайте, выполняйте задание по порядку, и необходимая информация обязательно всплывет в памяти в нужный момент.

    Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

    По материалам сайта «По уши в ГИА». Автор: М.А. Крюкова

    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

    Прилагательное «лингвистический» образовано от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание, языковедение от лат. lingua - язык) - наука о языке.

    Как может быть сформулировано задание С2?

    В задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

    Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?  Данная информация оглашению не подлежит.

    Как сформулировано задание С2 в демоверсии 2014?

    Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

    Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание

    Copy embed code:

    Embed: Flash iPad Dynamic <h3 style=padding: 0px margin: 3px><a href=http://www.authorstream.com/Presentation/lara4-1769912/ target=_blank style=font:normal 18px,arial>Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание</a></h3><object width=425 height=354 id=player><param name=movie value=http://www.authorstream.com/player.swf?fb=0&nb=1&ct=5&pl=as&ap=0&c=dfdfdf&p=1769912_635014292595761250&fi=1 /><param name=allowFullScreenInteractive value=true /><param name=allowScriptAccess value=always/><embed src=http://www.authorstream.com/player.swf?fb=0&nb=1&ct=5&pl=as&ap=0&c=dfdfdf&p=1769912_635014292595761250&fi=1 type=application/x-shockwave-flash allowscriptaccess=always allowFullScreenInteractive=true width=425 height=354></embed></object><div style=font-family: arial font-style: normal font-variant: normal font-weight: normalfont-size: 11px line-height: normal font-size-adjust: none font-stretch: normal>More presentations from <a href=http://www.authorstream.com/lara4/ target=_blank>lara </a></div></div>" /> Copy

    Does not support media & animations

    Automatically changes to Flash or non-Flash embed

    Источники:
    5-ege.ru, zubareva-info.ru, kakimenno.ru, tihonova.vertical1748.ru, www.authorstream.com

    Следующие бланки:


    19 октября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Письмо о снижении цены образец (просм 82)
  • Письмо просьба о выделении средств образец (просм 66)
  • Письмо о назначении встречи образец (просм 58)
  • Образец доверенности в полицию (просм 46)
  • Дефектный акт на ремонт помещения образец (просм 44)

  • Последние материалы:

  • Образец апелляционной жалобы ненадлежащее уведомление
  • Образец апелляционной жалобы на постановление
  • Образец дополнительной апелляционной жалобы
  • Образец кассационной жалобы в президиум областного суда
  • Образец жалобы на действия должностного лица