Главная » Работник и работодатель

Образец трудового договора специальная оценка условий труда


Образец трудового договора специальная оценка условий труда

Образцы документов по оценке условий труда для скачивания

В данном разделе Вы можете скачать различные примеры документов необходимых для работы комиссий предприятия при проведении специальной оценки условий труда. ( формы приказов о создании аттестационной комиссии, протоколы заседания аттестационной комиссии, образцы заполнения рабочих документов по охране труда в организации и т. д.) и подготовить на их основе документацию в своей организации.

Размещены образцы документов для проведения специальной оценки условий труда.

Кроме этого здесь представлен примеры заполнения различных текущих документов по охране труда ( личная карточка выдачи СИЗ, образцы сертификатов для средств индивидуальной защиты и т. д.).

Проводим специальную оценку условий труда

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением). Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда. В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2). Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

. Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

. Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

. Обратите внимание  Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

. Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь. а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, - как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

Какие необходимы изменения в трудовом договоре по результатам специальной оценки условий труда?

Вопрос

Какие необходимы изменения в трудовом договоре, исходя из результатом специальной оценки условий труда?

Ответ

Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении компенсаций (п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870).

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

сокращенная продолжительность рабочего времени

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

оплата труда в повышенном размере

выдача молока и лечебно-профилактического питания.

Таким образом, если по результатам специальной оценки условий труда выявлены вредные и (или) опасные условия труда на рабочем месте, то с сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, дополнив его такими обязательными условиями как:

- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте (оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда. Если вредные 3 класса, то нужно указать и степень вредности, т.к. от этого зависит объем гарантий, предоставляемых работнику)

- условия труда на рабочем месте (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Примерная форма доп. соглашения приведена в конце ответа

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как организовать работу при вредных или опасных условиях труда

Вредные условия труда

Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т. п.

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования)

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования) работников.

При этом для выявления вредных условий труда на конкретном рабочем месте и установления компенсаций сотрудникам, работающим на таких местах, работодатель обязан провести специальную оценку условий труда .

Виды компенсаций

В настоящее время компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда установлены в следующем виде:

Сокращенная продолжительность рабочего времени в общем случае составляет не более 36 часов в неделю и 8 часов в день (или 6 часов при 30-часовой рабочей неделе) при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах сотрудников отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда. В виде исключения продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 40 часов в неделю при наличии соответствующих условий в отраслевом, межотраслевом соглашениях или коллективных договорах, а также письменного согласия самого работника. Согласие следует оформить в виде отдельного соглашения к трудовому договору. И в этом случае работнику дополнительно выплачивают денежную компенсацию в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми соглашениями или коллективными договорами. Ежедневная продолжительность рабочего дня в виде исключения также может быть увеличена до 12 часов - при 36-часовой рабочей неделе и 8 часов - при 30-часовой с письменного согласия работника и при наличии соответствующих условий в отраслевых и коллективных соглашениях. При этом денежная компенсация за увеличенный рабочий день с сохранением недельной нормы рабочего времени не выплачивается, если иной порядок не предусмотрен в указанных выше соглашениях. В результате конкретную продолжительность рабочего времени работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней при условии, что по результатам специальной оценки условия труда на рабочих местах работников отнесены к вредным условиям 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска для работника устанавливают трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения или коллективного договора с учетом результатов специальной оценки. Если дополнительный отпуск превышает минимальную продолжительность в семь календарных дней, то дни превышения могут быть заменены денежной компенсацией в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми и межотраслевыми соглашениями, а также коллективными договорами.

Оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливают в повышенном размере. Минимальный размер повышения составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретный порядок повышения работодатель устанавливает самостоятельно с учетом представительного органа работников в трудовом или коллективном договоре или в локальном акте в порядке, предусмотренном в статье 372 Трудового кодекса РФ.

Помимо прочего, на работах с вредными условиями труда работникам выдают бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. По письменным заявлениям работников выдача молока может быть заменена денежной компенсацией в размере, эквивалентном стоимости молока, при условии, что такая замена предусмотрена коллективным или трудовым договором. На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н. нормы профилактического питания - в приложении 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н .

Как внести изменения в трудовой договор сотрудника, если по результатам оценки труда на его рабочем месте вредные и опасные условия труда не выявлены

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ( ст. 212 ТК РФ ).

Работодатель обязан в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда. По ее результатам определяется работа сотрудника в опасных и вредных условиях труда, а также решается вопрос об установлении компенсаций ( п. 1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 ).

Исходя из изложенного в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации, компенсации за вредные условия труда сотрудникам не устанавливаются, а ранее установленные подлежат отмене ( разъяснение Минтруда России от 13 февраля 2013 г. ).

Поскольку характеристика условий труда, размер оплаты, продолжительность рабочего времени и отпуска являются условиями трудового договора, приведение условий труда к нормальным (оптимальными или допустимым) требует заключения дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора ( ст. 72 ТК РФ ).

Если сотрудник отказывается от заключения дополнительного соглашения, отменяющего компенсации, работодатель вправе выступить с инициативой одностороннего изменения указанных условий, предупредив сотрудника не менее чем за два месяца, поскольку их отмена вызвана объективным изменением организационных и технологических условий труда, что подтверждают материалы аттестации ( ст. 74 ТК РФ ). Если сотрудник не согласится с изменением и в этом случае и его нельзя перевести на другую работу, работодатель по истечении двух месяцев вправе расторгнуть с ним трудовой договор ( п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ ).

Нина Ковязина

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

2. Формы документов:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1

к трудовому договору от 18 января 2010 г. № 7

Специальная оценка условий труда (1983)

По многочисленным просьбам руководителей частных охранных организаций размещаем на сайте краткий доклад (на выездном совещании НП ГРОС «ЦЕНТР) исполнительного директора РОР НСБС Казарина Алексея Митрофановича по вопросу специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Данная процедура введена федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426).

СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест и внесла ряд новшеств в исследование условий труда.

1. СОУТ проводится в отношении всех рабочих мест . в том числе с компьютерами и оргтехникой, за исключением:

- дистанционных работников

- надомников

- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися ИП.

2. По результатам СОУТ рабочему месту присваивается класс опасности и (или) вредности, которые классифицируются на .

Оптимальные - условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.

Допустимые - условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредные - условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы.

При этом вредные условия труда делятся ещё на 4 подкласса.

Опасные условия - при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

3. Введён порядок декларирования условий труда.

Если проверкой не выявлены вредные и опасные факторы производства, работодателю необходимо заполнить соответствующую декларацию и сдать её в службу по труду и занятости.

Форма декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и порядок её подачи утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 07.02.2014 № 80н.

Периодичность проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 установлено, что специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет . если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если рабочее место было аттестовано, то СОУТ можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

В тоже время статьей 17 Закона № 426 предусмотрен ряд случаев, когда специальная оценка проводится внепланово .

- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест

- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона

- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Организация проведения СОУТ

Статьей 8 Закона № 426 определено, что:

- обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя

- специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Порядок проведения СОУТ

1. Создаётся специальная комиссия.

Работодатель издаёт приказ в свободной форме, которым утверждается состав и порядок работы комиссии.

Число членов комиссии должно быть нечетным.

Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель.

Кроме того в состав комиссии входят:

- специалист по охране труда

- представители выборного органа первичной профсоюзной организации (если таковая имеется).

2. Утверждается график проведения СОУТ.

Указанный график утверждается приказом работодателя, составленным в свободной форме (ст. 9 Закона № 426).

До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ст. 9 Закона № 426). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Закона № 426).

3. Заключается договор со специализированной организацией, которая будет проводить СОУТ.

При выборе такой организации работодателю необходимо учитывать требования, предъявляемые ст.ст. 19-20 Закона № 426 к специализированным организациям, а именно:

- указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда

- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям

- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом Российской Федерации по аккредитации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр.

Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая СОУТ, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

4. Подача декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ст. 10 Закона № 426).

В отношении таких рабочих мест работодатель подаёт в территориальный орган Минтруда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, в которой должны содержаться следующие сведения:

- наименование и место нахождения организации, в которой проводились исследования

- фамилия, имя, отчество должность руководителя организации, от имени которого принимается декларация

- перечень рабочих мест, соответствующих государственным требованиям охраны труда

- сведения об организации, проводящей СОУТ

- сведения об эксперте организации по СОУТ, проводившем идентификацию

- дата принятия и срока окончания действия декларации.

Срок действия декларации – пять лет.

5. В случае выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ст. 10 Закона № 426).

6. Подводятся итоги СОУТ.

Специализированной организацией составляется отчёт о проведенной СОУТ, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается её председателем (ст. 15 Закона № 426).

Форма данного отчёта и инструкция по его заполнению утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты России от 24.01.2014 № 33н.

7. Ознакомление работников с результатами СОУТ

В соответствии с требованием ст.ст. 5 и 15 Закона № 426 работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведённой на их рабочих местах. Сделать это необходимо в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчёта.

8. Специализированная организация обязана передать результаты СОУТ:

до 1 января 2016 года – в Министерство труда

с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ.

Ответственность за не проведение СОУТ

Специальная Оценка Условий труда 2015

СпецОценка труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальная оценка условий труда. Т.е. с этого времени процедура аттестации отменена, а оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться только в форме специальной оценки условий труда. Хотя результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 2014 года, являются действительными как оценка труда .

Примечание. Письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366

Как провести специальную оценку условий труда

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово).

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

  • надомных работников
  • дистанционных работников
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
  • Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.

    Кто обязан проводить специальную оценку условий труда

    Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП. принявшие на работу сотрудников.

    Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

    Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

    Примечание. Статья 3 Закона № 426-ФЗ.

    Организация, проводящая специальную оценку. Специализированный оценщик труда

    Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов . работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
  • Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

    Примечание. Статьи 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

    Комиссия по проведению специальной оценки

    Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда. Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

    Примечание. Статья 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

    В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники
  • специалист по охране труда
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.
  • Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Аналогичные рабочие места

    Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

    Примечание. Статья 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

  • профессии или должности одного наименования
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
  • При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

    На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

    Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

    Примечание. Статья 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

    Порядок проведения специальной оценки условий труда

    Согласно статьи 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

    Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице законов по оценке условий труда .

    К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.

    Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

    По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

    Примечание. Статьи 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

    Нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест ? В общем случае не нужно. Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации рабочих мест можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Поэтапная специальная оценка условий труда

    В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.
  • Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

    Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяется комиссией.

    Внеплановая специальная оценка условий труда

    Статья 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ говорит, что внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:

  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест
  • получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
  • изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.

    Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда 2015

    Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2014 году административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена статьей 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать, в том числе, за непроведение специальной оценки условий труда:

  • Организации . штраф от 30 до 50 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  • Индивидуальные предприниматели . штраф от 1 до 5 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток.
  • Должностные лица организации . штраф от 1 до 5 тыс. рублей или дисквалификация от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).
  • С 1 января 2015 года в КоАП РФ добавляется новая статья 5.27.1 КоАП РФ. которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:

  • Организации . предупреждение штраф от 60 до 80 тыс. рублей штраф от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении)
  • Индивидуальные предприниматели . предупреждение штраф от 5 до 10 тыс. рублей штраф от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении).
  • Должностные лица . предупреждение штраф от 5 до 10 тыс. рублей штраф от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3-х лет (при повторном нарушении).
  • Методика проведения специальной оценки условий труда

    Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н)
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н)
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
  • Источники:
    www.sbtrud.com, buh-aktiv.ru, www.kdelo.ru, www.psj.ru, www.assessor.ru

    Следующие бланки:


    25 апреля 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Письмо о снижении цены образец (просм 168)
  • Образец доверенности в полицию (просм 99)
  • Образец написания отчета о проделанной работе (просм 89)
  • Письмо просьба о выделении средств образец (просм 75)
  • Трудовой договор рк образец (просм 71)

  • Последние материалы:

  • Образец апелляционной жалобы ненадлежащее уведомление
  • Образец апелляционной жалобы на постановление
  • Образец дополнительной апелляционной жалобы
  • Образец кассационной жалобы в президиум областного суда
  • Образец жалобы на действия должностного лица