Главная » Деловая переписка

Образец фронтового письма


Образец фронтового письма

Письма с фронта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 19

Исследовательская работа

Авторы:

Шкодина Виктория 11 кл.

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. «Письма во власть»

3. Частная переписка

III. Что подскажет почта полевая

Заключение

Список используемых источников

Приложение

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения фронтовых писем заключается в том, что они являются носителями особой информации, ценной для анализа психологии человека военного времени, для поиска и установления мест гибели воинов.

Значимость рассматриваемой темы определяется большим количеством обращений в наш музей родственников участников войны для установления судьбы.

Нам интересно было работать с фронтовыми письмами, когда мы помогали Серафиме Семёновне Аксельрод – заведующей музеем «Память» нашей школы, собирать материал для 10 тома книги «Никто не забыт…».

Цель работы: исследовать фронтовые письма воинов-красноярцев и выпускников школы № 19 - участников Великой Отечественной войны.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать особенности внешней формы этих писем как исторического источника
  • определить информационные возможности фронтовых писем красноярцев-участников Великой Отечественной войны
  • выявить специфику отражения фронтовой жизни в письмах.
  • Методы: анализ и синтез, логический, описательный, сравнительно-сопоставительный.

    Ожидаемы результаты:

    - фронтовые письма являются документом военной эпохи

    - фронтовые письма являются источниками информации о воинских частях, по которым можно найти место гибели бойца,

    - фронтовые письма могут составить базу для изучения динамики изменения политического сознания солдат в годы войны и особенностей «диалога» между властью и обществом.

    Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 гг.

    Сюжеты военной повседневности, отраженные в письмах с фронта, достаточно обстоятельно рассматривались в работах Т. А. Булыгиной. (5) По мнению Т.А. Булыгиной, долгое время ценность фронтовых писем как источников для понимания человека на войне, для воссоздания более полной истории Великой Отечественной войны определена не была, и в этой связи фронтовые письма оказывались невостребованными и недоизученными.

    Т. А. Булыгина считает, что специфические формы прочтения и анализа фронтовых писем нуждаются в более детальной разработке.

    Фронтовые письма наших земляков, которые хранятся в фондах Государственного архива Красноярского края, Красноярского краевого краеведческого музея, Исторического музея «Мемориал Победы», ещё как-то изучаются. И есть надежда, что они сохранятся для потомков. Небольшие исследовательские работы представлены научными сотрудниками этих учреждений: Галиной Чиханчиной в краевой книге «Никто не забыт…» т.8, с.520-525 и Анной Доброновской «Никто не забыт…» т.10, с.188-190.

    Больше беспокоят фронтовые письма, которые хранятся в школьных музеях, где условия сохранности не соответствуют нормам.

    II. ПИСЬМА С ФРОНТА

    С чего мы начинаем работу над письмами? Обязательно снимаем копию, чтобы сохранить оригиналы. Письмо внимательно читаем. Как показывает практика, хранили в первую очередь письма погибших воинов как память о них. Часто встречаются случаи, когда об авторах или ничего не известно или известны только его биографические данные. Поэтому первой задачей исследователя является выявление личности автора письма, его судьбы.

    1. Солдатское письмо – живой источник

    Изучение субъективной реальности войны возможно, главным образом, на основе источников личного происхождения. К ним относятся письма, дневники, воспоминания.

    В процессе работы было исследовано более ста фронтовых писем, единичных и представляющих целые комплексы, опубликованных, выявленных в архивах, музейных фондах, частных коллекциях. Около 30 из них опубликованы в 18 томах Краевой Книги Памяти. Однако при изучении писем следует помнить, что в сознании советского человека устойчиво присутствовал элемент самоцензуры, складывающийся из внешних (государственных) и внутренних (этических) ограничений. И все же, при анализе писем можно прочувствовать войну, проникнуть в человеческое подсознание, попытаться понять духовный мир индивидуальности.

    На примере писем выпускников школы № 19 Игоря Ивановича Широкова, Александра Андреевича Визнера, Анатолия Васильевича Седельникова показать, что каждое письмо несёт в себе важную информацию. Меня не столько сейчас интересуют боевые действия, сколько поведение и образ жизни, круг общения и интересы бойцов на фронте.

    Ветераны - это живая история, понимать которую молодежь должна лично общаясь с каждым из них. Письмо, как отпечаток той же истории, поможет наладить контакт и позволит вспомнить старикам о «военных треугольниках».

    Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.

    Какие они разные — солдатские треугольники, почтовая карточка с изображением плаката, призывающего к разгрому врага, воинский конверт с иллюстрацией на тему фронтовой жизни. (Приложение 1)

    Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».

    Конвертов не хватало и с фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно.

    В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники (изобретение находчивых воинов) занимают особое место.

    Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника. (Приложение 2)

    Солдатские письма – это бесценный источник, который позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.

    Фронтовые письма как луч солнца носили из дома в дом, читали вслух. Они придавали силы, вселяли веру в победу, вдохновляли на труд.

    А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии.

    О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени.

    Таким образом, окопные треугольники воспринимались как живой организм, они создавали единство фронта и тыла.

    В годы Великой Отечественной войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов.(Приложение 3)

    Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей.

    А сколько писем не дошло до адресата, было разметано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома!

    Письмо – документ военной эпохи. Среди писем выделяют частную и официальную переписку.

    2. «Письма во власть»

    Официальная переписка фронтовых частей с предприятиями и организациями края сохранилась в документах партийных органов власти всех уровней. Посредством писем можно проследить взаимоотношения между фронтом и тылом. Это общение принимало определенные формы. Были распространены письма-призывы, письма-обращения. Многие письма содержали слова благодарности жителям края за заботу о фронтовиках, родителям воинов за то, что вырастили достойных защитников Отечества.

    Такая корреспонденция отражала официальную точку зрения на происходящие события. Феномен «организованной» памяти был неразрывно связан с работой военной цензуры и составлением своего рода «подсказок»: указаний о том, что и как следует писать. Требования организовать «непрекращающийся, здоровый, бодрящий поток писем», что зафиксировано в распоряжении командования Сибирского военного округа от 9 мая 1942 года, распространялся не только на письма с фронта, но и на фронт. (6)

    Конечно, письма такого рода были порождены идеологической необходимостью и являлись результатом партийно-воспитательной работы в военных частях. Солдаты, авторы писем, были искренни, они старались донести фронтовые новости, показать свою уверенность в скорой победе, убедить жителей тыла в совершении героических деяний, необходимости подвига и жертвенности не только на фронте, но и в тылу.

    Тоска по Родине, по родным и близким, вера в близкую победу – вот те качества, которые прорывались и в официальной переписке. Такие письма могли адресовать не только местным органам власти и управления, но и сослуживцам или просто соотечественникам. Ведь почта являлась для фронтовиков своего рода связующим звеном с тылом, позволявшим им почувствовать коллективную взаимопомощь.

    Письма нередко направлялись в местности, где были сформированы те или иные части, а также по месту жительства основного воинского контингента, служившего в боевом подразделении. В этом отношении характерны переписка командований 392-го корпусного пушечного артиллерийского полка, 78-й добровольческой стрелковой бригады, 140-й отдельной стрелковой бригады, 22-го гвардейского авиационного полка с военным отделом крайкома партии. (2)

    3. Частная переписка

    Частная переписка близких людей военной поры перестала быть личным делом. Это уже история.

    И все-таки, чтобы понять, какая чудодейственная сила заложена не только в танке или ракете, но и в каждом человеке, необходимо обратиться к личной переписке. Эти письма разные и очень похожие. В них отражаются судьбы людей, их чувства и мысли. Многие из этих посланий не доходили до адресатов, терялись на фронтовых дорогах и изымались военной цензурой. «Пожелтевшие от времени», они написаны разными чернилами, а чаще простым карандашом, на бумаге, бланках и даже на газетных передовицах. Они разнообразны по цвету и размеру, выведены почерком – небрежным или аккуратным, в зависимости от того, сколько времени было отпущено промежутками между боев их автору. Истрепавшиеся по краям, порвавшиеся на сгибах, склеенные из кусочков, свернутые треугольником, прямоугольником или вложенные в конверты (часто незапечатанные), со штампами полевой почты и военной цензуры…

    Именно в личных письмах можно найти то сокровенное, что связывало между собой различные поколения людей, помогало им выжить в трудных условиях. Дом, семья, местное сообщество становились для них моральной опорой и поддержкой. В данном случае личная корреспонденция несла культурно-транслирующую нагрузку, что позволяло не прерваться связи поколений, причем не только в военное, но и в послевоенное время. Ведь письма нередко были единственной памятью семьям о погибших и пропавших без вести на фронтах войны.

    «Непрекращающийся, здоровый, бодрящий поток писем», был порожден идеологической необходимостью и являлся результатом партийно-воспитательной работы в военных частях. Солдаты, авторы писем, были искренни, они старались донести фронтовые новости, показать свою уверенность в скорой победе, убедить жителей тыла в совершении подвига не только на фронте, но и в тылу. Но и в официальной переписке звучала тоска по Родине, по родным и близким, вера в близкую победу.

    Из письма Анатолия Васильевича Седельникова жене Нине.

    27 июля 1941 года:

    «Здравствуй моя милая, дорогая!

    Наконец представилась возможность написать тебе письмо. Пишу тебе прямо под обстрелом зенитных пушек, под грохот рвущихся снарядов. Как видишь, я ещё жив и невредим, и буду жив. Я не должен умереть. Ведь у меня есть ты и милый сын.

    Фронтовая жизнь моя, конечно, тяжела и сурова. Часто приходится быть под обстрелом вражеских самолётов. Они бомбят и обстреливают нас из пушек и пулемётов. Но и им, этим стервятникам, достаётся от нас.

    11 августа 1941 года:

    Пиши, моя милая роднуля, не забывай меня в суровые фронтовые дни. Весточка от родных сейчас, здесь – это выше всякой радости. Пиши много, о Вадике, о себе, о родине, о городе, о друзьях. Как твоё здоровье и Вадика? Пиши всё. Если думаешь много обо мне, особенно не убивайся – я скоро вернусь цел и невредим. Целую вас крепко, крепко и милого сына. Анатолий. Приложение 4)

    Именно в личных письмах можно найти то сокровенное, что связывало между собой людей, помогало им выжить в трудных условиях. Дом, семья становились для них моральной опорой и поддержкой.

    Боль, пережитая нашей страной, стала болью нашей памяти. И ещё страшнее вспоминать, что война заставила внезапно повзрослеть бывших школьников.

    Широкову Игорю 21 июня 1941 года исполнилось 18 лет.

    Выпускник школы № 19, как и все его сверстники, рвался на фронт.

    Из письма Игоря родным. Венгрия 30 октября 1944 г.

    «…Прошли Румынию, Трансильванию, а сейчас вошли в Венгрию. Мой путь вы можете знать после больших удачных операций по благодарностям т. Сталина конникам Горшкова. Пока всё идёт удачно. Представлен к третьей правительственной награде. Скоро и Будапешт будет наш, хотя очень и тяжелая война с венграми. Воинственный и храбрый народ… ». (Приложение 5)

    Обратите внимание, как уважительно отзывается Игорь о солдатах противника.

    В нашем школьном музее «Память» хранится «Дневник» мальчишек, которые в 1941 году сразу после окончания девятнадцатой школы ушли на фронт. Их называют «Огненный выпуск». Из восьми ребят, ушедших на фронт, не вернулись пять. Среди них Визнер Александр.

    Я заинтересовалась биографией Александра Визнера.

    Кроме дневника, у нас есть альбом, который Саша велел хранить, пока он воюет, и его письма.

    Сравнивая записи дневника и писем, видишь, как быстро повзрослели мальчишки в военное время. Саша гордился, что стал офицером: «Я молод, моё будущее – это военная карьера.» пишет он родным с фронта.

    Не только гордость, но и забота о младшем брате звучит в его письме брату Вениамину: Август 1942г.

    «Здравствуй, братишка!

    Шлю тебе свой горячий командирский привет!

    Обижен, что мой младший брат забыл меня и не пишет ни слова.

    Пошли мне своё фото. Учись. Не давай ни кому спуску. Помогай матери. Не давай себя в обиду. Коньки к зиме, если велики мои, купи, лыжи тоже. Денег я вам послал… »

    Вчерашний десятиклассник, который радовался, что нет урока литературы, в своём письме к родным обращается с просьбой: «Пришлите книженку Лермонтова или Пушкина, газету Красноярский рабочий.» (Приложение 6)

    В данном случае личная корреспонденция позволяла не прерваться связи поколений, причем не только в военное, но и в послевоенное время. Ведь письма нередко были единственной памятью семьям о погибших и пропавших без вести на фронтах войны.

    III. ЧТО ПОДСКАЖЕТ ПОЧТА ПОЛЕВАЯ

    Анализ писем, хранящихся в архиве нашего музея, показал, что около 70% они относятся к пропавшим без вести воинам. Количество людей, желающих узнать судьбу своих родных и близких, не вернувшихся с минувшей войны только растёт.

    Номер полевой почты сейчас порой единственная зацепка в поисках места гибели воина. И мы, активисты музея «Память», стараемся помочь всем, кто к нам обращается.

    Номер полевой почты на конверте даёт очень важную информацию. В посылаемых на фронт почтовых отправлениях 1941 года указывался номер ППС, действительный номер и наименование части: 1431 ппс, 1269 сп.

    Приказом НКО № 0105 от 6 февраля 1943 года «О порядке адресования корреспонденции в Красной Армии и правилах сношения войсковых частей и соединений с гражданскими организациями и частными лицами» была введена новая система условных наименований управлений, объединений, соединений, частей и учреждений Действующей Армии, а также строевых частей военных округов.

    С этого момента условное наименование указанных формирований стало таким — «Войсковая часть полевая почта» с добавлением неповторяющегося пятизначного числа. Например: «Войсковая часть полевая почта 64064» соответствовала 4 истребительной бригаде. (7) Так мы определили, где и в какой части воевал Александр Визнер. (Приложение 6)

    Юрганов Юрий: под номером пп 18551 была учебная рота 109 СД (7). Юра погиб 27 ноября 1943 г. и похоронен на Пискарёвском кладбище в г. Ленинграде. (Санкт-Петербург). (Приложение 7)

    При прежнем порядке адресования корреспонденции часто раскрывалась настоящая нумерация и дислокация воинских частей, что всегда являлось «хлебом» любой разведки. После многочисленных фактов захвата немцами десятков тысяч писем с фронта и на фронт наша агентурная разведка выявила прецедент использования немцами тех самых писем и адресов с незасекреченными номерами воинских частей. Установив номер полка и, сверившись с составленными ими справочниками, немецкие разведчики получали место дислокации и номер дивизии (корпуса, армии, фронта) со всеми вытекающими последствиями.

    Много наших бойцов пропало без вести на полях сражений Великой Отечественной войны. Родные до сих пор не могут поклониться праху своего защитника, найти его место захоронения.

    Номер полевой почты сейчас порой единственная зацепка в поисках места гибели воина. И мы, активисты музея «Память», стараемся помочь всем, кто к нам обращается.

    Сафроненко Алексей Герасимович воевал в 1246 полку 374 стрелковой дивизии. Его дочь, Валентина Алексеевна, в ноябре 2009 года впервые побывала на могиле отца на воинском мемориальном кладбище «Любино поле» в Новгородской области. (Приложение 8)

    Мой прадед Шкодин Моисей Гаврилович, 1904 г.р. воевал в составе 186 стрелковой дивизии. Погиб 3 февраля 1942 года, похоронен на опушке леса д. Жуково Молодо-Тудского р-на Калининской области (сейчас Тверская обл.). ЦАМО РФ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Письма с фронта не только позволили создать временной фон для осмысления войны, но и рассматривались как одна из попыток человека уйти, вырваться из экстремального пространства к нормальной жизни. Они помогли раскрыть внутренний мир солдата, узнать, какими они были там, на большой войне, представить частную жизнь человека, демонстрирующую одновременно целый ряд типичных ситуаций. В проанализированных письмах зачастую прослеживается сходство мыслей, переживаний, оценок, чувств.

    Основные результаты научного исследования:

    - фронтовые письма являются уникальным документом военной эпохи

    - фронтовые письма являются источниками информации, по которым (пусть не всегда), но можно определить судьбу солдата, найти его место гибели.

    Это сыграло очень важную роль при издании книг памяти Красноярского края.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что тема эта неисчерпаема и материалы могут быть использованы в исследовательской работе для дальнейшего изучения историко-психологических и социальных аспектов истории Великой Отечественной войны. Материалы могут быть основой музейных экспозиций, использованы в процессе подготовки и проведения мероприятий военно-патриотической тематики.

    Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии. И мы изучаем историю не только по учебникам, но и по документальным источникам, которыми являются письма.

    Берегите фронтовые письма!

    Читайте и изучайте их!

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Фонды Центрального архива МО РФ, г. Подольск

    2. Фонды Государственного архива Красноярского края

    3. Фонды Красноярского краевого краеведческого музея

    Анализ фронтовых писем солдат - часть изучения истории войны

    Письма, документы, газеты, фотографии времен Великой Отечественной войны являются важным объектом для изучения военной истории и вызывают большой интерес как письменные исторические источники.

    Анализ фронтовых писем солдат Великой Отечественной войны является составной частью изучения истории войны. Выбор темы исследования обусловлен необходимостью изучения обширного и малоизученного комплекса неопубликованных эпистолярных источников - фронтовых писем, хранящихся в школьном музее гимназии №139 &ldquoПрикосновение к судьбе&rdquo. Это позволит существенно расширить источниковое поле исследований истории Великой Отечественной войны, детализировать целостную картину войны конкретно-историческим материалом. Этим обуславливается актуальность данной работы.

    Личные письма фронтовиков представляют особый интерес. Они являются ценным историческим источником для изучения психологии участников Великой Отечественной войны, а также для определения факторов развития советской эпистолярной культуры в целом. Учитывая, что эпистолярный текст как особая форма словесности изучен весьма фрагментарно, весьма актуален анализ фронтовых писем с учетом их языковых и психологических особенностей. При таком подходе частная переписка позволяет делать выводы о специфических представлениях солдат о ценностях, свидетельствует об особенностях мироощущения, поведения, об образе жизни и круге общения, а также об интересах фронтовиков.

    Объектом исследования являются фронтовые письма солдат - участников Великой Отечественной войны.

    Предметом исследования избран информационный потенциал писем, составляющих фронтовой эпистолярный комплекс. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 гг.

    Целью исследования является анализ фронтовых писем солдат -участников Великой Отечественной войны и определение их ценности как исторического источника.

    Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи .

    1. Определить информационные возможности фронтовых писем участников Великой Отечественной войны.

    2. Выявить специфику отражения фронтовой повседневности на страницах рассматриваемых эпистолий.

    Рассмотрение проблемы во всем многообразии потребовало применения таких методов исследования, как анализ и синтез, логический метод, описательный метод, метод классификации.

    Рассмотрение проблемы во всем потребовало применения таких методов исследования, как анализ и синтез, логический метод, описательный метод, метод классификации. Обращение к описательному методу позволило дополнить исследование отдельными понятиями, фактами и примерами.

    В советской историографии определенные принципы работы с эпистолярными источниками сложились к 1960-м годам. Статьи Э.И.Бакста С. И'. Розанова, В. И. Селицкого, Г. JI. Соболева, работы А. И. Верховской были посвящены анализу комплекса писем, адресованных в государственные органы и в редакции периодических изданий. Среди работ, посвященных письмам периода войны, следует назвать исследования Б. И. Жучкова, К. И. Иванова, В. А. Кондратьева и П. С. Соломатина. Исследователи проанализировали содержание фронтового письма как массового документа. Большая работа по изучению информационных возможностей фронтовых писем в контексте реконструкции психологических особенностей участников Великой Отечественной войны, была проведена JL Н. Пушкаревым. На основе анализа фронтовых писем он исследовал формы бытования фольклора на фронте, вопросы верований и суеверий в солдатской среде. JI.H. Пушкарев проанализировал эпистолярные записи фронтового фольклора, сделанные в действующей армии, выявил репертуар отдельных войсковых подразделений, проанализировал записи сказок, песен, пословиц, стихотворений собственного сочинения.

    Сюжеты военной повседневности, отраженные в письмах с фронта, достаточно обстоятельно рассматривались в работах Т. А. Булыгиной. По мнению Т.А. Булыгиной, долгое время ценность фронтовых писем как источников для понимания, человека на войне, для воссоздания более полной истории Великой Отечественной войны определена не была, и в этой связи фронтовые письма оказывались невостребованными и недоизученными. Т. А. Булыгина считает, что анализ фронтовых писем нуждается в более детальной разработке.

    Гипотеза исследования письма помогают взглянуть на историю глазами современников и тем самым дополняют её.

    Действительно, хотя письма являются субъективным источником информации о событиях, очевидцем которых был их автор, тем не менее, нельзя полностью познать историю, не взглянув на неё глазами современников, не испытав чувств, которые они переживали в момент создания письма.

    В рамках данного исследования предполагается на материале солдатских писем проследить ощущения человека на фронте.

    Полученные результаты исследования могут быть использоваться на уроках литературы, истории. Возможно использование результатов на специальных курсах, посвященных источникам личного происхождения.

    Письма - это человеческие жизни.

    Письма с фронта. Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками.

    Родные и близкие с большим нетерпением ждали писем с фронта. Они согревали души родственников, знакомых. Фронтовые письма 1941 - 1945 годов продемонстрировали широту содержания и разнообразие логики построения сюжета, а также разнообразие мыслей и чувств российского человека на войне.

    Фронтовые письма - это ценные источники информации о войне. Нам захотелось прикоснуться к истории, и стало интересно узнать, о чем же могут рассказать письма с фронта? С ними мы ознакомились в музее гимназии №139 (количество писем 11). При работе с письмами приходилось сталкиваться со многими проблемами. В первую очередь - это неразборчивость почерка, использовавшегося в рукописной корреспонденции. Изучение многих писем проблематично и по той причине, что некоторые из них написаны простым карандашом, а это значит, что текст не очень хорошо виден на бумаге и чересчур подвержен стиранию. Потёртости бумаги, иные повреждения документов не дают разобрать части текстов. Однако, несмотря на все существующие проблемы, письма были изучены.

    В своей работе мы хотим проанализировать письма двух людей: Безденежных Николай Григорьевича и его сына Безденежных Рэма Николаевича. Их письма - содержательные, эмоциональные, интересны в сравнительно-историческом плане. По отдельным фрагментам, настроению они во многом похожи. В них представлены описаниями желаний солдат: желанием скорейшего завершения войны, желаниями отомстить врагу за причиненную боль, желанием нормально питаться, желанием вернуться к мирной жизни и т.д.

    Однако судьбы их создателей сложились по-разному&hellip

    Н.Г. Безденежных был призван в действующую армию в 1941 году. До войны работал начальником финансового отдела Главнефтесбыта г. Казани. Получил медали За отвагу, За победу над Германией. Был дважды ранен. Вернулся с войны живым. Самое большое количество писем было получено именно от него. Умер в 1958 году. Судя по содержанию и языку текстов его писем можно предположить, что он был человеком образованным, творческим.

    Р.Н. Безденежных, сын Николая Григорьевича, ушел в армию в 1942 году. Погиб в селе Дороцкое на Украине 1 июня 1944 года. В 1942 году стал курсантом Рязанского пулеметного училища. Принял присягу и ушел на фронт. В 1944г. Был ранен и находился в госпитале на лечении в городе Славянке. Почти каждое свое письмо он начинал со слов Здравствуйте. Шлю вам горячий Красноармейский привет.

    В письмах этих людей говорится об отношении к мирной жизни, отношении к войне, оценка продолжительности и исхода войны, отношение к Родине, отношение к советскому народу, отношение к противнику, оценка морального духа.

    Некоторые письма Н.Г. Безденежных написаны стихами.

    07.07.1942г.

    Письмо к сыну

    Здравствуй милый мой сынок!

    Сегодня на досуге,

    Решил письмецо для тебя

    Его исполним срочно.

    Живых фашистов-стервяцов

    Домой не пустим точно.

    Пусть помнит рыжий фриц

    Как нас ему тревожить.

    И кто на Русь с мечом придет

    Тот голову положит.

    (орфография и пунктуация сохранены)

    Николай Григорьевич тревожатся за здоровье детей, жены, оставшихся без мужа в трудной жизненной ситуации. Он тяжело переживает разлуку со своей семьей.

    15.08.1942.

    &hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip.

    &hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip.

    Я долг свой выполню чесно

    Фашистов всюду истреблять

    Паршивым тем зверям кровавым

    Не буду спуску я давать.

    Мой милый свет - Моя Галюша

    Моя любовь к тебе сильна

    Быть может я к тебе вернусь

    И будешь ты со мной опять.

    &hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip

    Все те игрушки, что просила

    Все будут, будут у тебя

    И куколка большая Зоя

    Точ в точ как ты будет твоя.

    (орфография и пунктуация сохранены)

    В музее находится письмо, написанное Рэмом Николаевичем тоже в стихах, где говорится о военной жизни:

    Добрый день, моя родная мама

    Вот и снова я тебе пишу

    Расскажу о том, как я летаю

    Как врага проклятого крушу.

    Боевой сегодня день закончен

    Твой орел устал и перед сном

    На плечо планшет, наган за пояс

    И&hellip опять война со всех сторон.

    Вихрем в небо ястребок взовьется

    И помчусь фашистов я громить

    Чтоб страну от нечисти очистить

    Чтобы нам под мирным солнцем жить.

    Скоро, мама, разгромлю врага я

    И вернусь с победую домой

    Не грусти далекая родная

    Мы еще увидимся с тобой.

    В момент написания писем перед авторами предстают счастливые моменты довоенной жизни. В одном из писем Николай Григорьевич вспоминает:

    Настанет скоро светлый день

    &hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip&hellip.

    Счастливы будут все (. )

    И как бывало тебя конфеткой

    Частенько буду забавлять

    И дни борьбы с фашистской сворой

    Мы долго будем вспоминать.

    Бережно хранят, просматривают они семенные фотографии, которые напоминают им о мирной, безоблачной довоенной жизни, перечитывают письма от родных. Попроси у мамы карточку, снятую мною и еще семейную , - просит в своем письме Н.Г. Безденежных.

    Э.Н. Безденежных описывает в письме свое состояние: &hellip когда я получаю от вас письмо, я так себя чувствую бодрым и счастливым, как никогда, и я в такие случаи вынимаю фотокарточку и взгляну на нее, и для меня это все..

    Сопоставительный анализ текстов фронтовых писем показывает, что людей волнуют одни и те же мысли, и в первую очередь - забота о семье, близких, оставшихся в тылу, уверенность в победу. Мы думаем, что тем людям, которых ждали родные и близкие в тылу, было гораздо сложнее по сравнению с теми, у которых не было близких родственников. Солдат - постоянно испытывал чувство ответственности за семью. Солдат - мужчина, у которого были дети, испытывал двойное чувство ответственности. Приведем несколько примеров из фронтовых писем, подтверждающих данное положение.

    1945г. 21 апреля.

    Здравствуйте! Дорогие мои Надя и Галина. Шлю привет и желаю Вам счастья в Вашей жизни. Крепко Вас целую и надеюсь на Вас. Желаю уже скоро на самом деле расцелую&hellip..Как вы там? Здоровы ли?

    Любящий Вас Ваш папа Коля.

    Полевая почта 06715

    П.С.

    Привет Зое, Гене.

    Фронтовые письма могут рассказать не только о чувствах, переживаниях автора, но и о военной обстановке. В своем письме Николай Григорьевич описывает происходящее:

    &hellipЖивем не далеко от Берлина - столицы фашистского зверя. Сейчас здесь очень -очень жарко: грохот артиллерии, самолеты- что жаворонки к верху беспрерывно стояли и гул моторов так велик, что думается что вот -вот лопнут ушные перепонки, а наша красавица Катюша так часто пускается в пляс и так азартно танцует, что у ней под ногами горит немецкая земля. А гонцы и фрицы притягивают нотки. Моя жизнь так же, что и прежде. Жив и совершено здоров. В апреле (седьмого или восьмого) послал Вам посылку. Ваше письмо от 3 апреля получил и написал вам письмо, и также Зое на адрес Д.Я.

    Ну вот кажется и все.

    До скорого свидания. Коля. 1945 год. 21 апреля

    Рэм Николаевич писал:

    С Украины.

    Здравствуйте дорогие мама, Юрий и маленькая Галочка. Шлю вам свой горячий привет с далекой от вас с Украины! Я здоров и чувствую себя хорошо. Нахожусь в одной из центральных обей Украины, на переднем крае нашей обороны. Фрицы находятся не далеко мы стоим но один Задег не большой речке, он на другой в метрах 80 от нас днем мы отдыхаем а ночью ведем с ними &hellip. режу, но и днем наши снайперы не дали ему ходить открыто. Я сейчас нахожусь на стажировке может быть буду здесь месяц, &hellip. Так что буду ждать от вас письма. Ведь я не поучал уже почти месяц. Пишите обо всем подробнее. Как ваше здоровье где папа, какой его адрес. Мой адрес полевая почта 08766

    Безденежных Р.Н.

    Письма могут рассказать и о характере человека. Проанализировав данные письма, у нас сложилось мнение, что Николай Григорьевич был человеком эмоциональным, творческим, жизнерадостным, общительным, горячо любящим своих родных.

    Письма Рэма Николаевича более сдержанные. Наверняка, он был человеком дела, а не слова.

    В ходе исследования было выяснено, что содержание солдатских представлений о жизни и судьбе, отраженных в письмах с.фронта, охватывают весь спектр переживаний фронтовиков и акцентрируются по таким признакам, как статус фронтовика, способность войны изменить этот статус, связь, с явлениями и объектами внешнего мира - с родными и близкими, с врагом, властью, целями и средствами достижения целей, с богом, судьбой, с оценкой фронтовиком своего восприятия и субъективным значением описываемого в письмеУстойчивым был формуляр фронтовых писем. Почти всегда, хотя и с разной последовательностью, он включал: 1) обращение к индивидуальному или коллективному адресату, часто в очень торжественной, степенной, основательной форме (&ldquoДобрый день, Надя и Галя. Во-первых строках своего письма спешу уведомить Вас, что я в настоящее время нахожусь жив и здоров. Того же и Вам желаю - всего наилучшего в Вашей дальнейшей жизни - и шлю я Вам свой привет&rdquo, иногда в поэтической форме, явно стандартизированной и распространенной (&ldquoДобрый день или час! Что делаешь,Надя, сейчас? Брось думать и мечтать, начинай письмо читать!&rdquo 2) сообщение о состоянии автора письма (жив, здоров, готовится к бою, закончил бой и т.д.) 3) приветы односельчанам, родственникам, знакомым 5) бытовые просьбы (например, прислать что-либо) и предложения от себя ( перевод денег, посылок, отправка фотографий и др.) 4) сознательная и бессознательная передача фактов фронтовой повседневности 5)просьба сообщить о судьбах родственников, близких, знакомых 6) простая или распространенная подпись автора письма.

    Исходя из приведенного анализа писем, можно сделать следующие выводы .

    Великая Отечественная война обострила любовь к родным, усилила отцовские чувства. Солдат на войне воевал ради своих близких, и эта ответственность за семью помогала ему выжить

    Война, со всей ее жестокостью, способствовала выявлению в мужчине лучших мужских качеств. Мужчина вел себя как защитник

    Переписка с родными был очень важна для солдата на фронте. В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу.

    Автор: Косарев Андрей

    Дата публикации: 13.01.2014 1 | 2

    Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда

    Презентация к уроку

    Назад Вперёд

    Загрузить презентацию (19,7 МБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  • дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны
  • актуализировать имеющиеся речеведческие знания и умения, полученные на уроках развития речи
  • совершенствовать монологическую речь учащихся и их правописную компетенцию
  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к прошлому.
  • Оборудование: презентация к уроку, буклеты, листочки для синквейна, письма.

    Форма проведения . мастерская.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Жизнь – это не случайный подарок, а чудо и тайна, которую даровано разгадать каждому, кто задумывается над нею. Мы приходим в этот мир, чтобы увидеть его собственными глазами и почувствовать своим сердцем. И у каждого это получается по-своему. Но есть одно дело, которое считалось и считается священным и традиционным, оно завещалось одним поколением другому.

    Отгремела война, уже давней историей стала,

    Но никак не отпустит тревожную память бойца.

    От фугасов и мин мы очистили наши кварталы,

    Но какой же сапер разминирует наши сердца?

    В. Кочетков

    II. Вступительное слово учителя.

    – Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о Великой Отечественной войне, о людях, которые сражались за Родину, за счастье и свободу на нашей земле, за то, чтобы вы сейчас могли учиться, дружить, читать книги, трудиться и мечтать…

    Казалось, было холодно цветам,

    И от росы они слегка поблекли.

    Зарю, что шла по травам и кустам,

    Обшарили немецкие бинокли.

    И пограничник протянул к ним руки.

    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

    Влезали в танки, закрывали люки.

    Такою все дышало тишиной,

    Что вся земля еще спала, казалось.

    Кто знал, что между миром и войной

    Всего каких-то пять минут осталось.

    С. Щипачев

    – 22 июня 1941 года в 4 часа утра, без объявления войны, немецкие войска атаковали границы нашей Родины. Началась самая страшная в истории нашей страны война. На борьбу с фашистами поднялся весь народ, от мала до велика. Все, кто мог держать в руках оружие, стремились попасть на фронт. Военкоматы были переполнены добровольцами. Вслед за отцами уходили на фронт сыновья, безусые мальчишки, прямо из-за школьных парт шагнувшие в окопы. Вся страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!»

    – Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне? В ваших семьях есть участники ВОВ? Что вы знаете о них?

    III. Осмысление (изучение нового материала).

    – Великая Отечественная война ушла в прошлое. Чем дальше уходят в историю события того грозного времени, тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение. Героические подвиги защитников Отечества навечно вписаны золотыми буквами в трагическую и славную летопись нашего народа. Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слез выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины. А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей теплыми, ласковыми словами в своих письмах.

    – Сегодня мы познаем смысл словосочетания «фронтовые письма». У каждого человека с этими словами связаны воспоминания о самой страшной трагедией на Земле, которая унесла миллионы человеческих жизней, жизней тех, кто так хотел жить и любить, мечтать и творить. Писать стихи и сочинять песни, а также о Великом дне, дне который стал воистину Великим, Дне Победе.

    – В ходе всего урока я буду читать стихи, беседовать с вами, а вы записывайте те слова или словосочетания, которые вам понравились, тронули вашу душу, старайтесь их записывать, или просто внимательно слушайте и запоминайте. Эту запись вы будете использовать в конце урока в своих творческих работах.

    – Разделите лист бумаги на 2 части: + и -. В первый столбик вы будете записывать все слова, которые вас радуют, а во второй – огорчают.

    Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. Они бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.

    Треугольником сложен потемневший листок,

    В нем и горькое лето, и сигналы тревог,

    В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.

    Рвется ветер осенний и команда: вперёд!

    Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,

    Где солдатские письма шли дорогой своей.

    И с поклоном последние письма, полные сил,

    От погибших в сраженьях почтальон приносил.

    До сей поры полны

    И мужества, и доброты, и ласки,

    И грозного дыхания войны.

    Г. Серебряков

    (На экране треугольник солдатского письма с фронта ВОВ).

    – Что вы видите на экране?

    – Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником?

    (Сообщение детей о письмах-треугольниках).

    – Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

    Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

    IV. Словарная работа.

    – Объясните значение слов и словосочетаний (на экране). Адресат, отправитель, получатель, долгожданная весточка, информация, обращение, здравствуйте, привет, благодарю, до встречи.

    – Объясните словосочетание полевая почта.

    ( Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий).

    – О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, о семье, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив – здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

    (См. приложение 5)

    V. Слово об Э. Асадове.

    Эдуард Аркадьевич Асадов (1923-2004) родился в семье учителей. В конце 1930-х семья переехала в Москву, он окончил школу и получил аттестат зрелости. Через неделю началась война. Асадов воевал в подразделениях гвардейских минометов («катюши»). Сначала – под Ленинградом. Был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. В результате ослеп на всю жизнь.

    (Звучит стихотворение Э. Асадова «Письмо с фронта»).

    (См. приложение 4)

    – О чем говорит в строках письма боец?

    – Ребята, прочитайте слова или словосочетания, которые вы записали по ходу урока.

    VI. Работа над репродукцией картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта».

    Александр Иванович Лактионов родился в Ростове-на-Дону 16 мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств, а также в аспирантуре этой академии. Лактионов изучал технику письма старых мастеров. Преподавал в институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде и в Московском педагогическом институте, с 1968 года – профессор. Главным образом жанрист и портретист. Широко известна его картина «Письмо с фронта» написанная в 1947 году. Она находится в Третьяковской галерее получил за нее в 1948 году Сталинскую премию. Картина передает переживания советских людей в период Великой Отечественной войны 1941-1945.

    – Как вы думаете, почему картина называется «Письмо с фронта»?

    – Каким настроением, на ваш взгляд, проникнута она?

    – С помощью какой цветовой гаммы передает художник это настроение?

    – Как вы думаете, каково содержание письма, которое читают и слушают герои картины?

    В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в дни войны. Сюжет её прост. В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.… Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.

    – Допишите слова, которые вы услыхали сейчас.

    (Звучит песня на стихи А. Суркова, муз. К. Листова «В землянке»).

    – Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.

    Кто был на фронте, верно, испытали,

    Что означают письма для бойца,

    Как эти письма биться заставляли

    В сраженьях огрубевшие сердца.

    Как их с волненьем люди ожидали,

    От них порою увлажнялся взгляд.

    Настанет день – придумают медали

    За ласковые письма для солдат!

    – Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях. (Звучит песня Е. Мартынова на стихи А. Дементьева «Письмо отца»).

    (См. приложение 2)

    – Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.

    Стали тоньше нервы… (См .приложение 3)

    – Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине – Валентине Серовой. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, газета «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.… Предлагаю послушать его и ответить на вопрос: «В чем сила этого стихотворения?»

    (Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня»).

    (См. приложение 1)

    – Стихотворение звучит как заклинание, как молитва.

    VII. Рефлексия (закрепление материала, проверка усвоения).

    – С той поры прошло много лет. Но по-прежнему острые солдатские треугольники, как осколки снарядов, бередят раны фронтовиков, напоминают молодым: без этих писем тоже не было бы победы.

    VIII. Обмен листочками (с соседом по парте).

    – Обменяйтесь листочками с соседом по парте, прочитайте его запись. Запишите ему слова, которые близкие состоянию вашей души сейчас.

    IX. Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма».

    – Охарактеризуйте свое душевное состояние, когда вы слышите это словосочетание. Запишите на листочках.

    (Фронтовые письма – радость, неожиданность, тревога на душе, наша история, вечная память, семейная реликвия, счастье, согревающие строчки, стук сердца, биение сердца, слезы радости, шелест старых страниц…)

    X. Творческая работа.

    – В завершении урока я предлагаю вам творческую работу: написание синквейна на тему уроку «Фронтовое письмо» или перенестись на несколько лет назад и представить себя солдатом и написать от его имени письмо родным домой или наоборот.

    – Вспомним, что такое синквейн и как его составить.

    (Ученики работают на листочках).

    – В это время уважаемые гости тоже могут написать в форме синквейна отзыв на наш урок или небольшое письмо-отзыв, или на тему урока.

    XI. Проверка написанного.

    (Через 5-7 минут слушаются ответы учащихся и гостей).

    XII. Итог.

    – Сегодня вы познакомились с фронтовыми письмами. Как вы думаете, каково значение писем военных лет?

    – Фронтовые письма – это частичка нашей истории. В них сама жизнь. В письмах с фронта переданы чувства, понятные и близкие каждому, в них звучат темы мужества, патриотизма, верности. Они помогали выжить в нечеловеческих условиях, отвечали на вечные и бесконечные жизненные вопросы.

    XIII. Домашнее задание.

    Эпистолярный жанр – это труд души, обращенный к другому человеку. Накануне 65-й годовщины Великой Победы я предлагаю вам написать письмо. Это может быть: письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др.

    XIV. Заключительная часть.

    – В заключение нашего урока, я хочу, чтобы вы, ребята и гости, оценили наш урок. Понравился он вам или нет. Для этого вы должны будете опустить в почтовый ящик письма: треугольник – понравился урок, казенный конверт – не понравился урок.

    В письмах вера солдата в наши мирные дни

    Хоть и были когда-то далёко они.

    Прошу Вас: храните солдатские письма

    Они и просты и порою грустны,

    Святые письма фронтовые

    Одной из особых тем, еще не совсем изученных, в истории Великой Отечественной  войны является тема фронтовых писем.

    В российских архивах, в музеях (например, в Мотыгинском краеведческом музее), и в семейных архивах хранятся эти уникальные документы времен войны. В них  страшная правда о  тех  далеких годах, опаленных огнем.  Эта тема еще ждет своего исследователя.  Я хочу поделиться с читателями интересными фактами, связанными с фронтовым  письмом, - солдатским треугольником.

    В начале Великой Отечественной войны страна пришла в движение, 5 миллионов военнослужащих было перемещено к западным границам СССР. Из прифронтовых районов происходила эвакуация мирного населения в тыл, за Уральские горы. Тысячи семей оказались разделенными, и только письма помогали им поддерживать связь, не потеряться.

    Поддержать почтовое обеспечение было задачей государственного комитета обороны, потому что именно письма были важным фактором для сохранения боевого духа солдат на фронте, гражданского населения в тылу.  В первые дни войны, для обеспечения почтовой связью действующей армии, наркомат связи СССР создал систему военно-полевой почты с центральным управлением полевой связи. Наркомат обороны был напрямую связан с управлением связи. В декабре 1941 года началось создание управления военно-полевой почты.  При армиях были развернуты военно-полевые почтовые базы. При штабах соединений - полевые почтовые станции. В прифронтовых администрациях создавались военно-почтовые  сортировочные пункты, либо фронтовые сортировочные пункты. Важность задачи: наладить нормальное функционирование почты в период войны доказывает тот факт, что ГКО принял несколько специальных решений, для улучшения движения военной корреспонденции. В частности, запрещалось мобилизовывать почтовый транспорт для военных целей, почтовые вагоны разрешалось прикреплять ко всем видам поездов, в том числе, к воинским эшелонам.  На все почтовые пакеты и мешки с военной почтой крепился ярлык «Воинский», и  эти мешки отправлялись в первую очередь. Задержка корреспонденции,  ее потеря, или  засылка не по адресу приравнивались к должностному преступлению, и наказывались по всей строгости  законов военного времени.

    Предполагается, что за месяц количество отправленных писем доходило до 70 миллионов.

    Источники:
    www.memorial.krsk.ru, xn----8sbnlabhce1bwkeefm9e.xn--p1ai, festival.1september.ru

    Следующие бланки:


    17 декабря 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения



    Популярные статьи:

  • Письмо о снижении цены образец (просм 191)
  • Образец доверенности в полицию (просм 118)
  • Письмо просьба о выделении средств образец (просм 98)
  • Договор оказания услуг с отсрочкой платежа образец (просм 69)
  • Как писать объяснительную записку в школу образец (просм 69)

  • Последние материалы:

  • Образец апелляционной жалобы ненадлежащее уведомление
  • Образец апелляционной жалобы на постановление
  • Образец дополнительной апелляционной жалобы
  • Образец кассационной жалобы в президиум областного суда
  • Образец жалобы на действия должностного лица